Север и рынок. 2014, N 4.

общественном развитии, закреплено построение эффективного взаимодействия с основными заинтересованными сторонами, определены направления развития КСО в России. Позиция, отраженная в Меморандуме, является динамичной и с течением времени, под влиянием различных внутренних и внешних факторов, может претерпевать изменения. Это свидетельствует о гибкости данного документа к условиям изменяющейся действительности, с одной стороны, и о процессе развития концепции КСО - с другой. В 2008 году были разработаны Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности «Базовые индикаторы результативности» [12]. Подготовка данных Рекомендаций была частью комплекса мероприятий, проводимых РСПП, в целях продвижения идей Социальной хартии российского бизнеса. Они так же являются новой редакцией предыдущих Рекомендаций по оценке деятельности и подготовке нефинансовых отчетов «Пять шагов на пути к социальной устойчивости компаний». В обновленной версии предлагаемые индикаторы и соответствующие им показатели экономической, социальной и экологической результативности отвечают международным рекомендациям в этой области и, одновременно с этим, адаптированы к российской системе учета и законодательства. За последние три-четыре года процесс освоения российским бизнесом принципов КСО принял необратимый характер. На данный момент основной задачей многих компаний является поддержание практики составления нефинансовых отчетов, позволяющих получить представление о деятельности компании, а также о проводимых ею социальных мероприятиях. Многие российские корпорации уже начали внедрять принципы социальной ответственности в производственно-хозяйственную деятельность. Прежде всего, это относится к крупным нефтегазовым и металлургическим компаниям . Важнейшим тормозом на пути утверждения КСО является ориентированность компаний на краткосрочную прибыль, а также отсутствие стабильной институциональной среды и нормативно-правовой базы. Российские, как и международные корпорации, стремятся донести до общественности свою социальную ответственность, путём представления нефинансовых отчетов, анализ которых позволяет составить представление о структуре и активности российских предприятий. Усиление государственного регулирования в экологической и социальной сферах в развитых странах приводит к повышению требований к социально-ориентированной деятельности компаний. Этот процесс сопровождается расширением системы традиционной финансовой отчетности и включением в нее информации нефинансового характера. По мере того, как концепция устойчивого развития становится общепризнанной основой публичной политики и корпоративной стратегии, все большее число компаний берется за практическую реализацию этой концепции. Литература 1. Зудин А. Взаимоотношение крупного бизнеса и власти при В. Путине и их влияние на ситуацию в российских регионах // Региональная элита в современной России. М., 2005. 2. Из России с любовью. Национальный вклад в глобальный контекст КСО // Исследование в сотрудничестве с Economist Intelligence Unit, 2008. - С. 7. 3. Шихарев П.Н.. Этические принципы ведения дел в России.- М., 1999, с.65. 4. Никитина Л. М. Проблемы теории и практики развития социальной ответственности бизнеса и корпоративного управления / Л. М. Никитина. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 140. 5. Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности/ Ф. Прокопов, Е. Феокситова и др.; под общей редакцией А. Шохина. - М.:РСПП, 2008. - 68с. 6. Социальная хартия российского бизнеса. Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). - Москва, 2005г. 7. Пять шагов на пути к социальной устойчивости компаний. Рекомендации по оценке деятельности и подготовке нефинансовых отчетов. РСПП, Москва. - 2005г. 8. Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности. Комитет Ассоциации менеджеров по корпоративной ответственности, 2006 г. - 17 с. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz