Север и рынок. 2014, N 4.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ Морозов А.А., аспирант Институт экономики Карельского НЦ РАН, г. Петрозаводск За последние годы интерес со стороны бизнеса к КСО (корпоративной социальной ответственности) значительно вырос. Прежде всего, это относится к крупным нефтегазовым и металлургическим компаниям. Важнейшим тормозом на пути утверждения КСО является ориентированность компаний на краткосрочную прибыль, а также отсутствие стабильной институциональной среды, что не позволяет предприятиям инвестировать в долгосрочные проекты (медицинское страхование работников, отчисления на улучшение условий труда и т.д.). Многие российские корпорации уже начали внедрять принципы социальной ответственности в производственно-хозяйственную деятельность. Однако они используют их исключительно в личных целях, а не в интересах общества. Но имеется немало компаний, которые осознали эффективность системной социальной политики. Наиболее крупные из них расходуют на социальные цели до 17% прибыли [1]. Для успешного продвижения идей КСО в российскую бизнес-практику необходима благоприятная институциональная среда. Сложившаяся в России ситуация пока не в полной мере отвечает мировым стандартам. Вместе с тем есть определенные институциональные предпосылки, имеющие исторические корни и позволяющие говорить о неком позитивном тренде. Нормативно-правовая база берёт своё начало уже в XVIII веке, когда российская Коммерц- коллегия (центральное правительственное, учреждение, созданное Петром I для покровительства торговле) начала издавать указы, регламентирующие правила торговли с иностранными купцами, а также принципы биржевой этики, предпринимались усилия по борьбе с нечестной торговлей. Распространенной практикой было общественное осуждение недобросовестных дельцов, что приводило к потере репутации и часто, как следствие, к их разорению. В советскую эпоху государственные компании занимались многими социальными вопросами на территориях своего присутствия, выполняя практически все социальные функции - от предоставления жилья своим рабочим, до обеспечения жителей региона школами, больницами, бассейнами и футбольными стадионами [2]. Общие для предпринимателей правила поведения, основанные на опыте стран Европы, начали разрабатываться в российских деловых кругах примерно с середины 1990-х годов. Принят ряд профессиональных этических кодексов: «Кодекс чести банкира» (1992 г.), «Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка» (1994 г.), «Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов» (1994 г.), «Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков» (1994 г.). Так же в этот период появились первые ассоциации работодателей - Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) [3], Координационный совет объединений работодателей России (КСОРР) [4], начался поиск профсоюзами своей позиции в новых условиях. В ноябре 1995 г. была принята «Хартия бизнеса в России» по инициативе РСПП, в которой декларировались принципы, исключающие обман, фальсификацию качества, возможность получения незаконных доходов и т.д. Члены РСПП подчеркивали, что в российской деловой среде созрело «понимание того факта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за пределами которых - беззаконие, попрание прав личности и, в конечном счете, крах экономики как системы цивилизованного обмена товарами, услугами и информацией» [5]. Так же благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 принятым 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Этот закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz