Север и рынок. 2014, N 4.
будет затрагивать интересы коренного населения по поводу использования территорий их исконного проживания. Законодательное закрепление приоритета прав малочисленных народов Севера на земельные участки противоречит интересам компаний-недропользователей. Возникшая при этом дилемма будет решаться в пользу техногенных отраслей, так как на государственном и отраслевом уровне лоббируются их интересы. Тем не менее, только одно присутствие на этих территориях коренных народов затрудняет доступ к невозобновимым ресурсам. Это связано не только с компенсационными выплатами представителям коренных народов, но и с трансакционными издержками при предоставлении и отводе земельных участков для эксплуатации месторождений. Особенно остро эти вопросы проявляются в районах разработки углеводородов, являющихся в настоящее время основой экономики страны и главного источника валютных поступлений. Дисперсно разбросанные месторождения нефтегазовых ресурсов, разветвленная сеть автодорог, трубопроводов, шламовых амбаров, выбросы в атмосферу источников сгорания попутных газов непосредственно и косвенно охватывают значительные территории традиционной деятельности КМНС, подрывая их ресурсную базу. Свою лепту в этих условиях вносит и аборигенное население. Так на Ямале лица, занимающиеся оленеводством, нещадно эксплуатируя кормовые ресурсы пастбищ, делают их непригодными для использования в результате перевыпаса. На первый взгляд, казалось бы, при огромных размерах территории Севера - около 12 млн кв.км - и небольшой численности коренных народов, здесь проживающих (около 250 тыс.чел.) интересы хозяйствующих техногенных субъектов и малочисленных народов не должны пересекаться так часто, как это происходит на практике. Причина этого в природной взаимосвязи и приуроченности наиболее крупных запасов сырья и месторождений невозобновимых природных ресурсов, главным образом органического происхождения (нефти, газа, угля), к самым богатым по продуктивности биоценозам. Поэтому освоение природных ресурсов северных территорий, приуроченное к районам, обладающим значительным природно ресурсным потенциалом, затрагивает интересы компактно и дисперсно проживающих на них коренных малочисленных народов Севера и оказывает негативное влияние на окружающую природную среду. Все это непосредственно сказывается на: - социально-экономическом развитие коренных этносов; - воспроизводстве возобновимых ресурсов, которые являются материальной базой традиционного хозяйствования и основой сохранения коренных этносов; - экологическом состоянии территории. В связи с этим, на предварительном этапе подготовки инвестиционных проектов в северных и арктических районах, необходимы: - оценка природно-ресурсного и этносоциального потенциала территории; - оценка влияния транспортного и промышленного освоения на экологическое состояние и здоровье проживающего здесь населения и на развитие отраслей традиционного хозяйствования; - оценка возможных социально-экономических, экологических и финансовых рисков при создании новых предприятий и транспортных коммуникаций. Освоение нефтяных, газовых и других месторождений, занимающих значительные площади, приводит к возрастанию конкуренции за северные земельные ресурсы. Этот факт определяет естественные пределы, в которых государство может пойти на удовлетворение претензий северных народов на передачу земель традиционного природопользования в собственность или в пользование. Поскольку полезные ископаемые оказались на территории исконного проживания малочисленных коренных народов, то началось их вытеснение с традиционных промысловых 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz