Север и рынок. 2014, N 4.
стабильности невозможно без противодействия внешним и внутренним угрозам. К внутренним угрозам можно отнести рост алкоголизма и наркомании, рост коррупции и некоторые другие проблемы [2]. Социально-экономическое развитие Мурманской области определяется также наличием множества монопрофильных поселений, включающих города горнодобывающего комплекса с крупными градообразующими предприятиями и ЗАТО оборонного назначения. Они характеризуются узкой специализацией деятельности, что затрудняет процесс формирования естественных условий для развития [1]. Следует также отметить, что социально-экономическое развитие Мурманской области во многом определяется и возможностями удовлетворения основных потребностей населения, что неразрывно связано с процессом повышения уровня и качества жизни жителей. А это, в свою очередь, отражается на качестве воспроизведенных социальных, экономических и организационно-управленческих ресурсов городов Севера. Кроме того, развитие социального потенциала также является признаком устойчивого социально-экономического развития региона. В целом, социологические опросы последних лет показывают, что назрела необходимость создания такой системы социально-экономического устройства, которая открывала бы простор для всестороннего совершенствования каждого жителя, проживающего в сложных климатических условиях. Единого рецепта построения такой системы не существует, и при заметном нарастании общности главных направлений и многих форм экономического и социального развития каждый регион создает и реализует свою модель, отражающую его специфику. Мурманская область не может быть исключением из общего правила и должна выработать собственную доктрину, стратегию и модель социально-экономического развития в целях сбережения и развития социального потенциала. Таким образом, основой социально-экономического развития северного региона должно стать формирование социального потенциала как совокупности социальных, экономических и организационно-управленческих ресурсов, обеспечивающих устойчивое развитие муниципальных образований, что позволит вывести регион на конкурентоспособный уровень, в том числе и в международном пространстве. Литература 1. Гущина И.А., Довиденко А.В. Некоторые аспекты социальной жизни в малых городах северного региона// Север и рынок: формирование экономического порядка №2 (28) 2011, С. 80 2. Гущина И.А., Положенцева О.А. Влияние кризиса на уровень социальной стабильности в Мурманской области// Север и рынок: формирование экономического порядка №2 (28) 2011, С. 84 3. Клячко Т. «Образование в России: основные проблемы и возможные решения»./ М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2013. С. 34 4. Муниципальные образования Мурманской области Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2012 - 194 с. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ* Коровкин А.Г., д.э.н., зав. лаб. Единак Е.А., м.н.с. * Работа выполнена при поддержке Программы Президиума РАН №31 «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал». 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz