Север и рынок. 2014, N 4.

Низкий уровень жизни, бедность 26,7 28,1 26,0 Недоступность здравоохранения, низкое качество медицинских услуг 21,6 24,9 23,0 Социальная незащищенность граждан 22,6 19,9 21,8 Расслоение населения на «бедных» и «богатых» 18,7 18,8 21,8 Рост алкоголизма 27,9 29,4 21,8 Некомпетентность властей 7,3 11,4 21,6 Обеспеченность жильем, низкая доступность жилья 24,0 23,3 18,4 Высокий уровень преступности 19,4 17,4 18,1 Увольнения персонала, безработица 14,9 9,6 17,4 Низкая продолжительность жизни, сокращение численности населения 14,4 16,0 16,9 Бездуховность, разгул безнравственности 13,4 14,7 13,7 Несправедливое налогообложение 7,3 8,8 6,9 Недоступность образовательных услуг, низкое качество образования 7,1 8,0 6,9 Притеснения на национальной почве, межнациональная рознь 3,9 3,4 3,9 В целом произошло ухудшение оценок экономической политики, как руководства Мурманской области, так и местной власти: около 50% респондентов оценили экономическую политику руководства в регионе в 2013 году как отрицательную, на уровне муниципальных образований этот показатель чуть больше - около 57%. Ухудшение оценок наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности. Невозможность повлиять на сложившуюся ситуацию и на принятие управленческих решений в своем городе сформировало на протяжении последних трех лет тенденцию роста недоверия к власти. В сфере здравоохранения также существует множество проблем, связанных с халатностью и непродуманностью осуществления процессов оптимизации, с отсутствием необходимого медицинского персонала, оборудования, нерешенностью логистических вопросов транспортировки пациентов и рядом других. Социально-экономические аспекты развития северного региона охватывают и ряд вопросов относительно системы образования и профессионального обучения, охраны здоровья и поддержи физиологической (трудовой и социальной) активности людей, других социальных расходов, а также создания и развития социальной инфраструктуры и социально-культурной сферы. Анализ общей структуры расходов консолидированного бюджета РФ на социально­ культурные мероприятия с 2004 г. по 2012 г. показал сокращение расходов на образование с 40,0% до 19,7%. Запланированные расходы федерального бюджета на образование составят 0,91% ВВП в 2013 году, 0,74% ВВП - в 2014 г. и 0,69% ВВП - в 2015 году. Следует отметить, что расходы федерального бюджета на общее образование в абсолютных цифрах сокращаются с 67,4 млрд. руб. в 2013 г. до 19,3 млрд. руб. в 2014 г. и до 19,0 млрд. руб. в 2015 году. Как известно, общее образование финансируется на муниципальном уровне, при этом из региональных бюджетов в муниципальные поступают субвенции на заработную плату учителей и учебные расходы. А это означает, что предусмотренное сокращение расходов федерального бюджета на общее образование приведет к росту нагрузки на бюджеты субъектов Федерации. Очевидно, что государственная поддержка образовательного процесса определяет конкурентные преимущества сферы образования, что, несомненно, положительно влияет на эффективность образовательного процесса и на социально-экономическую ситуацию в стране. Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик развития социального потенциала в регионе, определяющая его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz