Север и рынок. 2014, N 4.
S высокий уровень износа инженерной инфраструктуры (более 35% сетей водоснабжения и 25% тепловых сетей нуждаются в замене); S значительные непроизводительные потери коммунальных ресурсов в сетях (воды - 29,2%, тепла - 11,2%), обусловленные физической изношенностью основных фондов, технологической отсталостью большинства предприятий ЖКХ; S неэффективная система учёта потребления (на основании приборов учёта отпускалось лишь 24% от общего объёма тепловой энергии, горячей воды - 42%, холодной воды - 53%); S слабый уровень развития сектора благоустройства (в 2012 году лишь около 65% общей протяжённости улиц, парков, набережных было обеспечено услугами уличного освещения, на 27% свалок ТБО осуществлялся учёт утилизируемых отходов); S неустойчивое финансовое состояние организаций ЖКХ (убыточность производственной деятельности, высокий уровень кредиторской и дебиторской задолженности); S низкие темпы внедрения рыночных механизмов хозяйствования. Состояние жилищно-коммунального хозяйства IV группы муниципальных образований можно признать критическим. Жилищный фонд находится в крайне неудовлетворительном состоянии, доля ветхого и аварийного жилья составляет 12%. При этом уровень его благоустройства остаётся очень низким. В связи с этим все более широкое развитие получают индивидуальные системы коммунального жизнеобеспечения населения (объекты водоснабжения и теплоснабжения). Коммунальные предприятия данных муниципалитетов являются малыми и имеют небольшие производственные мощности. Кроме того, их деятельность характеризуется большими непроизводительными потерями ресурсов, в разы превышающими нормативные значения (тепла - 12,8%, воды - 22,1%), что связано не только с технологической отсталостью организаций ЖКХ, но и крайне низкой обеспеченностью жилищного фонда приборами учёта (с использованием счётчиков отпускалось 26% тепловой энергии, холодной воды - 23%). В связи с выявленными различиями в состоянии ЖКХ в муниципальных образованиях приоритетной целью государственной политики должно стать создание условий для стабильного и устойчивого функционирования данной сферы на всей территории региона. При этом политика должна носить дифференцированный с точки зрения территориальной специфики характер, ориентироваться на концентрацию и эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов. Литература 1. Жилищный фонд Вологодской области [Текст]: информ. записка. - Вологда, 2013. - 35 с. 2. Коммунальное хозяйство Вологодской области в 2012 году [Текст]: стат. бюллетень. - Вологда: Вологдастат, 2013. - 53 с. 3. Скрипник, О.Б. Реформирование регионального жилищно-коммунального комплекса: методология и практика [Текст] / О.Б. Скрипник. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 288 с. 4. Соргутов, И.В. Методический подход к оценке уровня безопасности системы территориального жизнеобеспечения [Текст] : автореф. дис. ... к-та экон. наук: 08.00.05 / И.В. Соргутов. - Екатеринбург, 2013. - 25 с. 5. Чернышов, А.Н. Управление жилищно-коммунальным хозяйством региона на основе программно-целевого подхода [Текст] : автореф. дис. . к-та экон. наук: 08.00.05 / А.Н. Чернышов. - Челябинск, 2011. - 26 с. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ СЫРЬЕВЫХ РЕГИОНОВ Козырева Г.Б., д.э.н., доцент, вед. науч. сотр. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz