Север и рынок. 2014, N 4.
Совершенно не уверен Скорее не уверен, чем уверен Не могу сказать точно Скорее уверен, чем нет Вполне уверен (уверена) ~ гі 12 16,7 11 117,6 22,3 128,9 129,4 Щ 8,4 15,2 7,6 13,2 44,4 □ 201 » 2 0 1 2 :2 0 1 3 Рис.2. Оценки респондентами степени уверенности в своем будущем 2010-2013 гг., % Значимым фактором формирования социального самочувствия является отношение (позитивное или негативное) к территории проживания. За период с 2011 по 2013 гг. на 10% увеличилась доля тех, кто считает, что «в нашем регионе люди живут лучше, чем в других», и на столько же сократился объем оценок по варианту «в нашем регионе люди живут хуже, чем в соседних» (рис. 3). Около 70% ответивших связывают свою дальнейшую судьбу с Мурманской областью, рассчитывая на «лучшее будущее». Оптимистические настроения, возможно, основаны на большем государственном интересе к Северу и Арктике и ожиданиях реализации государственной программы развития северных территорий. Стоит обратить внимание, что лишь 15,6% населения желали бы уехать из Мурманской области, при этом 10,9% хотели бы уехать в другой регион России, а остальные - за пределы нашей страны. 2013 □ Я рад, что живу здесь □ В целом я доволен, но многое не устраивает □ Не испытываю особых чувств по этому поводу □ Мне не нравится жить здесь, но привык и не собираюсь уезжать □ Хотел бы уехать в другой регион России по причине □ Хотел бы вообще уехать из России по причине □ Затрудняюсь ответить Рис. 3. Отношение населения Мурманской области к месту своего проживания, 2013 г., % Таким образом, социальное самочувствие населения Мурманской области в целом характеризуется довольно низким уровнем удовлетворенности своей жизнью и значительной долей неопределенности в отношении собственного будущего и будущего страны. Рейтинг проблем, основанный на оценках респондентов, отражает тот негатив, который снижает уровень 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz