Север и рынок. 2014, N 4.

развития региональных инновационных систем этих территорий в рамках образовательного фактора следует законодательно закрепить: — развитие системы грантов и премий талантливой молодежи из малообеспеченных семей в целях стимулирования их образования; — развитие контрактной формы подготовки молодых специалистов; — создание системы прохождения практики студентами; — введение нормы, предусматривающей обязательную отработку выпускниками, которые обучались на бюджетной основе или по направлению предприятий; — проведение целевой подготовки и переподготовки молодых специалистов с учетом формирования государственного и частного заказа на подготовку квалифицированных кадров. Подготовку управленческих кадров различных уровней для северных территорий можно осуществлять как в рамках основных образовательных программ, так и на базе дополнительных образовательных программ целевой подготовки. Требуется создание на Севере современных образовательных комплексов по подготовке и повышению квалификации, включающих специализированные курсы, научные семинары и школы, рассчитанные на различные категории слушателей и сроки обучения, с развитыми интерактивными методами обучения, в том числе использования деловых игр, кейсов, тренингов, мастер-классов и др. [ 1 0 ]. Особая проблема инновационного развития экономики связана с привлечением молодых специалистов для работы на Севере. Система гарантий и компенсаций должна быть направлена на решение важнейшей государственной задачи - обеспечения Севера и Арктики трудовыми ресурсами. Задача исключительно актуальна в настоящее время, поскольку Стратегией развития Севера предусмотрено активное освоение природных ресурсов, в т.ч. арктического шельфа. Следует восстановить хотя бы ранее действовавшие льготные условия начисления полярных надбавок и реанимировать институт «подъемных» выплат. Очень важной дополнительной гарантией может служить возмещение части расходов на обучение дефицитных кадров, причем эта часть может быть пропорциональна сроку, который специалист обязуется проработать в регионах Севера и Арктики. Приоритетной стратегической целью системы подготовки и переподготовки управленческих кадров является такое качество предоставляемых образовательных услуг, которое соответствовало бы запросам северных и арктических регионов в новых геоэкономических условиях развития России [ 1 1 ]. Литература 1. Селин В.С. Прогноз инновационной индустриализации Севера и Арктической зоны России // Север и рынок. 2013. № 4. С. 121-128. 2. Меньших Н.Г., Цукерман В.А. Образование как фактор устойчивого развития экономических систем Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. № 3. С. 85-89. 3. Международный институт государственного управления [Электронный ресурс]. URL: http://www.arctic-info.ru/News/Page/vpravlenceskie-kadri-dla-severa-i-arktiki-gotovat-v-ranhigs- pri-prezidente-rf (дата обращения: 19.01.2014) 4. Высшая школа бизнеса - факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. URL http://www.msu.ru/info/struct/dep/business.html (дата обращения: 30.01.2014) 5. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.gsom.spbu.ru/ (дата обращения: 5.02.2014) 6 . Североведение [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikiversitv.wikia.com/wiki (дата 30.01.2014) 7 РегионыРоссии.Социально-экономическиепоказатели. 2 0 1 3 :Стат. сб./Росстат.— М., 2 0 1 3 .990с 8 . Меньших Н.Г., Цукерман В.А. Об опыте подготовки специалистов для инновационного развития экономики в регионах российского Севера // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. № 5-6. С. 312-315. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz