Север и рынок. 2014, N 4.

Республика Саха (Якутия) 751 727 746 711 -5,33 Камчатский край 210 150 129 135 -35,71 Магаданская область 50 45 38 35 -30,00 Чукотский АО - - - - Регионы Севера и Арктики 1535 1426 1375 1301 -15,24 Российская Федерация 154470 157437 156279 146754 -5,00 За последние 4 года численность аспирантов уменьшилась почти на 15%, в то время как в РФ произошло уменьшение на 5%. В целом следует признать, что существующая система подготовки и переподготовки управленческих кадров для северных территорий в различных образовательных учреждениях в новых социально-экономических условиях недостаточно ориентирована на запросы реального сектора экономики и социальной сферы и не в полной мере соответствует потребностям рынка труда северных регионов [ 8 ]. Следует отметить, что в инновационно развитых северных странах правительство стимулирует в малых городах подготовку и переподготовку кадров многопрофильного уровня, сочетающих в себе научную и техническую специализацию с профессиями менеджеров, аналитиков, консультантов, т.е. тех специалистов, спрос на которые диктуется организацией инновационного процесса в корпорациях и других секторах национальной инновационной системы. Практически в каждом малом городе Норвегии имеются университеты, отличительные черты которых - гибкость программ, небольшие группы, неформальная атмосфера, отличное техническое и технологическое оснащение. В Финляндии в малых городах функционирует двадцать государственных университетов, в том числе десять специализированных. Швеция традиционно славится качеством своего образования. Всего в Швеции около 60 высших учебных заведений, большинство из которых принадлежит государству или муниципалитетам малых городов. Следует максимально использовать накопленных в северных странах позитивный опыт непрерывного образования и повышения квалификации в сфере MBA и EMBA-программ по управлению созданием и внедрением инновационных проектов. Новые экономические реалии диктуют необходимость создания в малых северных городах дополнительной сети ВПО и Филиалов, а не их закрытия. Это способствует более доступному получению высшего образования местной молодежи, снижая масштабы ее переезда на учебу в центральные районы. Безусловно, Филиалы ВПО с подготовкой управленческих кадров следует открывать в городах, где имеются соответствующие научно-педагогический потенциал и условия для организации учебного процесса. Следует отметить, что в малых северных городах подготовка управленческих кадров гораздо эффективнее за счет проведения практических занятий непосредственно на промышленных предприятиях, которые, как правило, являются градообразующими. Закрытие Филиалов должно быть только на основе глубокого всестороннего и объективного обоснования. С учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [9] (далее Закон) ОУ ВПО необходимо инициировать реализацию основных направлений, содействующих обеспечению повышения качества подготовки специалистов, в том числе: - модернизацию материально-технической базы; - формирование современной информационной среды; - обновление учебников и учебных пособий; - пересмотр образовательных стандартов и программ. Между тем, в Законе не конкретизированы направления, которые должны содействовать обеспечению повышения качества подготовки, и не сформулированы особенности системы образования для специалистов, работающих в регионах Севера и Арктики. Для устойчивого 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz