Север и рынок. 2014, N 4.

управления и Российской академией государственной службы при Президенте РФ. Студенты и слушатели изучают международный опыт и технологии управления, в том числе в кризисных ситуациях, получают навыки в разработке и реализации стратегических и тактических программ, изучают взаимодействие с бизнес-структурами, знакомятся с проблемами устойчивого развития Севера. Большое внимание в учебном процессе уделено изучению зарубежного опыта арктических государств: США, Канады, Исландии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии [3]. Эффективная подготовка по программам «Бакалавр», «Магистр», «MBA» и «Executive MBA»), а также дополнительным программам непрерывного обучения («Executive Programs») осуществляется в высшей школе бизнеса Московского государственного университета. Тесное сотрудничество университета с ведущими компаниями дает студентам уникальную возможность уже в процессе обучения подключиться к решению практических задач бизнеса, а после окончания школы получить престижную работу и добиться быстрого профессионального роста. В высшей школе бизнеса обучаются и представители северных регионов [4]. В Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета осуществляется подготовка по программе «Executive MBA» модульного формата продолжительностью два календарных года, которая состоит из 14 основных курсов, охватывающих все направления современного менеджмента без специализации по отраслям, а также из 16 курсов по выбору в соответствии с профессиональными и личностными интересами [5]. Double Degree Executive MBA на английском языке проводится совместно с Высшей коммерческой школой Парижа (HEC Paris) по модели «два диплома» продолжительностью 18 месяцев состоит из 13 модулей, которые проводятся в Санкт-Петербурге и Париже. Выпускники программы получают два диплома: диплом СПбГУ с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (MBA) и диплом «Executive Master of Business Administration» бизнес-школы НЕС Paris и Министерства образования Франции. Основная роль в подготовке управленческих кадров для северных территорий принадлежит сфере ОУ ВПО, где следует детально изучать североведение - комплексную междисциплинарную область исследования, изучающую природно-ландшафтные, экономико­ географические и климатические условия северной области России, что позволяет оценить рентабельность разработки природных ресурсов, гражданского и промышленного строительства в конкретных природно-климатических условиях российского Севера [ 6 ]. Количество образовательных учреждений уменьшается (табл. 1). Таблица 1 Образовательные учреждения высшего профессионального образования [7] Субъект 2009/10 2010/2011 2011/12 2012/2013 ВПО Филиал ВПО Филиал ВПО Филиал ВПО Филиал Ненецкий АО - - - - - - - - Мурманская область 4 24 4 24 4 14 4 24 Ямало-Ненецкий АО - 25 - 25 - 19 - 24 Республика Саха (Якутия) 8 22 9 23 9 15 6 19 Камчатский край 3 6 3 7 3 5 2 6 Магаданская область 1 6 1 6 1 2 4 5 Чукотский АО - - - - - 1 - - Регионы Севера и Арктики 16 83 17 85 17 56 16 78 Российская Федерация 1114 1637 1115 1668 1080 1045 1046 1603 Сокращение числа образовательных учреждений происходит в основном за счет закрытия Филиалов в малых северных городах, которые основным местом проживания северян, и 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz