Север и рынок. 2014, N 4.
13. Магомедов, А.А. Организационно-экономический механизм стимулирования инновационной деятельности строительного предприятия [Электронный ресурс]: автореферат на соиск. уч. ст. к.э.н. по специальности 08.00.05. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/ 191/18425.php. 14. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов / Смирнов С.Н., Симачев Ю.В., Засимова Л.С., Чулок А.А. [Текст]: препринт WP1/2005/06. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 64 с. 15. Миндели, Л.Э. О проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. [Текст] / Л.Э. Миндели // Инновации. - 2011. - № 2 (148). - С. 5-8. 16. Наука. Инновации. Информационное общество 2012 [Текст]: крат. стат. сб. - М.: НИУ ВШЭ, 2 0 1 2 . - 80 с. 17. Проблемы и перспективы развития российских территорий высокой концентрации научно технического потенциала [Текст]: монография. - М.: СканруС, 2001. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СЕВЕРА И АРКТИКИ31 Цукерман В.А., к.т.н., доц., зав. отделом Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты Важнейшим фактором научно-технического прогресса страны в ближайшее время будет выступать инновационная индустриализация [1]. Одной из проблем осуществления инновационной индустриализации Севера и Арктики является подготовка и переподготовка управленческих кадров. От компетенции менеджеров всех уровней и всех специализаций зависит результат модернизации экономики и инновационного развития. Для северных территорий требуются специалисты новой категории, владеющие различными организационно-экономическими аспектами инновационной деятельности, так называемые инновационные менеджеры. Они должны профессионально владеть принципами коммерциализации технологий, основами маркетинга, теорией и практикой защиты прав интеллектуальной собственности. Кроме того, управленцы должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями, качествами традиционного менеджера и ученого- исследователя, способными оценить эффективность инновационных проектов. Проблема подготовки и переподготовки кадров может решаться различными путями [ 2 ]. С 1998 года действует Президентская Программа (далее Программа) подготовки управленческих кадров. В рамках этой Программы на конкурсной основе ежегодно проводится подготовка кадров в ведущих российских университетах по специальностям «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит» и др. После завершения обучения участникам Программы предоставляется возможность прохождения стажировки на профильных российских и зарубежных предприятиях и организациях. Между тем, отсутствие объективного анализа результатов Программы, на которую тратятся значительные ресурсы, прежде всего финансовые, не позволяет судить об улучшении системы управления проектами в северных регионах. Кроме того, насколько известно автору, большинство участников Программы на Север не возвращаются. С 1997 года в России официально проводится эксперимент по развитию дистанционного образования управленческих кадров. Настало время обобщить результаты эксперимента. В различных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУ ВПО) проводится подготовка студентов к работе в северных регионах страны. Отметим положительный опыт подготовки кадров Международным институтом государственного 31 Исследование выполнено по гранту РГНФ, проект 12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития» 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz