Север и рынок. 2014, N 4.

процессов относятся к машиностроительным предприятия с единичным и мелкосерийным производством, поэтому они способны выполнять уникальные разовые машиностроительные заказы. С наступлением девяностых годов прошлого столетия и некогда «стройный» судоремонт трансформируется под потребности рынка и переживает до настоящего времени, период выживания, который, по нашему мнению, затянулся. В этот период происходят кардинальные изменения на рынке судоремонтных работ и в структуре судоремонтных предприятий Кольского полуострова. В настоящее время, судоремонт Кольского полуострова структурно можно разделить на две группы: первую из которых, составляют частные предприятия, а их около пятидесяти, а вторую - открытые акционерные общества со сто процентным государственным капиталом, представленные судоремонтными предприятиями военно-промышленного комплекса. Судоремонтные предприятия второй группы, а именно: СРЗ-35, СРЗ «Нерпа», СРЗ-82, СРЗ-10 вошли в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОАО «ОСК»), а конкретно в Северный центр судоремонта «Звездочка» с головным предприятием в г. Северодвинске Архангельской области. Для данных предприятий можно считать времена выживания прошли и в настоящее время они целенаправленно восстанавливают свои ранее утерянные позиции. Их дальнейшее развитие будет происходить в рамках ОАО «Объединенной судостроительной корпорации» и принятой в декабре 2012 года Государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы» (Обутверждении государственной.,.,2012). Судостроительные предприятия будут выступать «локомотивом», за которыми будут «тянуться» судоремонтные предприятия, обеспечивающие необходимые элементы технической эксплуатации судов и морских сооружений на всех этапах их жизненного цикла. Поэтому данная государственная программа, по нашему мнению, будет направлена на все предприятия, входящие в ОАО «ОСК», в том числе и судоремонтные предприятия Военно-промышленного комплекса Кольского полуострова. В рамках корпорации, можно предположить, что будет сформирована новая идеология кооперации различных предприятий; налажена связь с машиностроительными предприятиями, выпускающих морскую технику; восстановлена связь с научными центрами; восстановлены центры по подготовке инженерно-технических, управленческих и рабочих специальностей для нужд всех предприятий и многие других проблем. Следует понимать, что основная задача для предприятий корпорации является обеспечение обороноспособности страны и это работа не одного дня. Морехозяйственная деятельность любого приморского региона состоит не только из обеспечения обороноспособности, но и из других направлений: морские перевозки, рыбная ловля, геологоразведка, добыча полезных ископаемых, суда метеоразведки, научно-исследовательские и т.д. Отсюда можно сделать вывод, что потребность в судоремонтных предприятиях Мурманской области остается актуальной и в настоящее время, ибо на её территории сохраняют свои базы флота и суда различных назначений, да и территориальное расположение области на транспортных магистралях Арктики, предполагает возрастание значимости морехозяйственной деятельности для региона. В рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» уделяется внимание развитию гражданской морской и речной техники, и можно предположить, что судоремонтные предприятия ВПК будут нацелены на рынок судоремонтных работ гражданского флота, но навряд ли, в ближайшей перспективе они смогут завладеть этим рынком. Опыт девяностых годов прошлого столетия показал, что предпринятая попытка ремонтировать гражданские суда судоремонтными предприятиями ВПК себя не оправдала. Кроме баз технического обслуживания, морехозяйственную деятельность любого приморского региона невозможно осуществлять без наличия портовых сооружений. Анализируя исторические вехи развития порта Мурманск, можно согласиться с тем, что порт во все времена был востребован и будет он востребован в будущем. Особенно его значение возрастает при освоении запасов природных ресурсов в Арктики. На III Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в г.Санкт-Петербурге губернатор Мурманской области М.Ковтун заявила: «Проект развития Мурманского транспортного узла включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)». Проект предполагает создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба-центра по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz