Север и рынок. 2014, N 4.

Микрофинансирование МСП. Обеспечить развитие микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов, других небанковских кредитных институтов и, в первую очередь, государственных систем частно-государственного партнерства, предоставляющих на возвратной основе средства для развития МСП. Образовательная поддержка бизнеса. Образование и повышение квалификации руководителей и специалистов МСП, квалифицированных рабочих на основе специальных программ образования, созданных с учетом специфики МСП. Образовательные программы должны содействовать подготовке специалистов широкого профиля, обладающих необходимыми знаниями в области финансов, маркетинга, менеджмента, управления человеческими ресурсами. Маркетинговая поддержка МСП. Власти республики и муниципальных образований должны помогать МСП в продвижении их товаров и услуг на российский и международный рынки. Организация выставок и ярмарок. Поддержка уровня конкуренции. Система мер, направленных на приближение институциональных условий к ситуации «идеального рынка». Снижение транзакционных издержек, особенно для МСП. Создание промышленных площадок, технопарков. На этапе создания МСП они испытывают большие трудности с поиском площадок для размещения. Наличие в регионе таких площадок облегчает появление новых производств. В последнее время предлагается ряд инновационных управленческих систем управления развитием территорий. Одна из них - это предложенная академиком В.М. Полтеровичем концепция системы интерактивного управления ростом (СИУР) [4]. Историческим предшественником СИУР является индикативное планирование, показавшее очень хорошие результаты во многих странах за вторую половину XX века и которое в своем развитии становилось все более интерактивным. Действительно, рассматривая вопрос с позиций когнитивной экономики [5, 6 ], видно, что структура процесса принятия решений, определяющая систему планирования, будет совершенно разная в случае централизованной плановой экономики, где имеется один главный, действительно суверенный, субъект планирования, и в случае свободной рыночной экономики, где субъектов планирования очень много. Поскольку частного предпринимателя или корпорацию невозможно законным образом принудить следовать какому-то государственному плану развития, систему индикаторов приходится строить, основываясь на многоступенчатом процессе согласования планов развития самостоятельных предприятий и органов государственного управления, включая федеральный и региональный уровни. Процесс согласования подразумевает, помимо простого обмена информацией, сложный многосторонний коммуникативный процесс, включающий элементы «борьбы сценариев», оценку угроз и рисков, возникновение и перегруппировку коалиций, определенный торг по поводу затраты усилий и дележа вероятных выигрышей. Участие в системе, подобной предлагаемой В.М. Полтеровичем, элементов региональной инновационной системы (ВУЗов, НИИ, организаций культуры и др.), может стать важным фактором превращения СИУР в действенный инструмент регионального развития. Мы предлагаем развить предложенную Полтеровичем систему за счет использования современных информационных-коммуникационных средств [7]. В такой СИУР используется сетевая распределенная система поддержки принятия решений, основанной на современных ИКТ-технологиях и теоретических принципах делиберативной демократии. Разрабатываются когнитивные механизмы принятия решений, существуют интернет-технологии обсуждения проблем и принятия решений. Предлагаемый комплекс организационных и технических решений, обеспечивающих совместное выдвижение, обсуждение и коррекцию сценариев роста регионов, который может являться частью будущей системы управления развитием региона или даже государства в целом. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz