Север и рынок. 2014, N 4.
Структура вылова по специализации на донном промысле предприятий Таблица 3 Северного бассейна в Северной Атлантике,% Группы и типы судов 1996 2000 2004 2008 2012 1. Траловый промысел 98,2 89,3 93,4 93,3 95,3 1.1 Океанический промысел 97,9 89,3 89,0 83,9 87,1 1.2 Прибрежный промысел 2. Ярусный промысел 3. Всего 0,3 1,8 100,0 0,5 10,2 100,0 4,4 6,6 100,0 9,4 6,7 100,0 8,2 4,7 100,0 С середины 1990-х годов прошлого века получила развитие система приобретения судов по «бербоут-чартеру» из стран дальнего зарубежья (с последующей покупкой или возвратом). Как правило, это суда, прошедшие инновационные ремонты и модернизацию, по своим техническим характеристикам (энерговооруженности, скорости хода, уровню механизации труда и автоматизации управления технологическими процессами, навигационному и поисковому оборудованию) превосходят имеющиеся на бассейне. При всей противоречивости факторов приобретения и использования судов из дальнего зарубежья в целом они оказали положительное воздействие. Их производительность как на донном, так и пелагическом промысле превышает (в 1,5 - 2,0 раза) показатели традиционных групп судов. Увеличение прибрежной квоты в 2004 году обусловило рост в составе добывающих предприятий численности малых и маломерных судов. Расширение прибрежного промысла за пределы 1 2 - ти мильной зоны позволило использовать более эффективные (среднетоннажные) суда, что значительно снизило потребность в малых и маломерных судах. Закрепление за предприятиями (с 2004 г.) долей на квотируемые объекты промысла по «историческому принципу» на пятилетний, а в последующем на десятилетний период стимулировал процесс списания излишних промысловых мощностей, в наибольшей степени, среднетоннажных. Снижение участия в промысле устаревших средних серийных специализированных и рефрижераторных судов происходит не только по причине сокращения их численности, но и возрастания времени нахождения в отстое, вне эксплуатации. Увеличение объемов освоения биоресурсов донного промысла более эффективными (на данный момент) судами имеет устойчивую положительную тенденцию. В целом несерийные суда осваивают в Северо - Восточной Атлантике (СВА) более половины донных видов рыб (табл. 4). Таблица 4 Общая структура вылова донных видов рыб на промысле в СВА Группы и типы судов Структура вылова,% 1996 2004 2011 1. Общий вылов 100 100 100 1.1 Суда серийные 93,8 64,6 46,9 1.1.1 Средние 84,2 55,2 40,6 1.2 Суда несерийные 6,2 35,4 53,1 1.2.1 Средние 6,2 34,7 45,5 Вместе с тем, нарастание физического износа промыслового флота и приближение его к критическому уровню требуют активизации воспроизводственного процесса, реализации более каардинальных форм и методов обновления на основе строительства (приобретения) новых судов. В целом промысловые суда используемые на Северном бассейне менее конкурентны по отношению к тем, которые определяют потенциал развитых рыболовных стран. Они уступают им по техническим, промысловым и технологическим возможностям, менее производительны и более энергозатратны Обновление флота необходимо сопрягать с приведением его суммарных мощностей с возможностями сырьевой базы, с учетом практики достигнутого уровня технико- 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz