Север и рынок. 2014, N 4.

- производилось техническое дооборудование судов в соответствии с требованиями ратифицированных Россией Международных Конвенций и Соглашений (по сепарации льяльных вод, установке селективных досок, оборудования для обеспечению безопасности мореплавания и др.); - рост цен на судовое топливо в последние годы активизировал работы направленные на энергосбережение, модернизацию силовых установок. Таблица 1 Изменение численности и состава добывающих судов Северного бассейна Группы и типы судов Количество судов (на начало года), ед Средний период эксплуатации, лет 1990 2000 2006 2013 2000 2013 1. Крупные суда 25 22 15 13 13,5 23,4 2. Большие суда 158 50 30 15 19,9 24,6 3. Средние суда 221 326 245 157 16,1 25,3 4. Малые и маломерные суда (мощность свыше 55,0 кВт) 12 33 70 83 11,4 20,9 5. Всего судов 416 423 360 268 - - 5.1 Суда (средние и малые) построенные после 1995 г. - 9 16 12 - 11,8 5.2 Суда несерийные (бывшие в эксплуатации) - 37 66 64 - - 5.2.2 Средние - 37 66 49 - 30,1 Наиболее существенные структурные и инновационные изменения происходили в группе среднетоннажных судов (табл. 2 ). Таблица 2 Изменение состава и структуры средних добывающих судов Северного бассейна (на начало года) Группы и типы судов Количество судов, ед. 1990 1996 2002 2008 1 Морозильные суда тралового промысла 118 221 216 161 1.1 Суда серийные 118 215 180 110 1.1.1Специализированные на донном промысле 82 153 109 63 1.1.2 Универсальные (донный и пелагический промысел) 36 62 71 47 1.2 Суда несерийные (из стран Западной Европы) - 6 36 51 2 Рефрижераторные суда 101 80 79 28 3. Суда ярусоловы 2 7 21 16 4. Краболовы - - - 21 5.Средние суда (п.п. 1 - 4) 221 298 316 226 5.1 Переоборудованные суда : - 19 31 46 5.1.1 Морозильные универсальные - 14 16 16 5.1.2 Краболовы 16 5.1.3 Ярусоловы 5 15 14 В рассматриваемый период существенно (в 3,5 раза) снизилась численность рефрижераторных судов. На первом этапе (до 1996 года) это происходило за счет их переоборудования в морозильные, в последующие годы (после 2 0 0 2 г.) - за счет выбытия (табл. 2 ). В девяностые годы росло влияние ярусного промысла, основу которого составляли не квотируемые объекты. В 1991-1998 гг. количество ярусных судов колебалось в пределах 6-11 единиц, а уловы достигли 13 тыс.т. К 2002г. количество ярусных судов возросло до 20 единиц, а их вылов (с учетом НИР) составлял 29-30 тыс.т. В дальнейшем объемы ярусного промысла снизились (табл. 3). 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz