Север и рынок. 2014, N 4.
СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА Куранов Ю.Ф., к.э.н., вед. научн. сотр. Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, г. Мурманск Влияние расширяющихся процессов глобализации, вступление России в ВТО актуализируют вопросы повышения на международном уровне конкурентоспособности и инновационного потенциала российских предприятий. Это в полной мере относится к рыбохозяйственному комплексу (на государственном, бассейновом, региональном уровнях) и, прежде всего, к его базовой составляющей - промысловой деятельности. Обновление на инновационной основе производственно-технической базы предприятий рыбной отрасли, основных и инфраструктурных объектов, оказывает все большее воздействие на количественные и качественные показатели функционирования рыбохозяйственного комплекса в целом, становится определяющим при оценке его перспектив развития и конкурентоспособности. На Северном бассейне воспроизводственные процессы с начала девяностых годов прошлого века характеризуются длительным спадом в инвестиционной деятельности, что выразилось в снижении производственного потенциала (выбытие больших судов, плавбаз, транспортных мощностей), прогрессирующем старении (физическим и моральным) производственного аппарата, пополнение флота преимущественно средними и малыми судами бывшими в эксплуатации. Последнее было обусловлено рядом причин: - масштабным сокращением промысловой деятельности в отдаленных (преимущественно южных) районах Атлантического и Тихого океанов; - концентрация промысловой деятельности в Северо-Восточной части Атлантики и западных районах Арктического океана, что определялось, прежде всего, наличием высоколиквидных и валютоемких объектов донного промысла (треска, пикша, палтус, и др.) в Баренцевом и Норвежском морях; - расширением количественного состава добывающих предприятий на основе передислоцированных с других бассейнов судов и дробления традиционных флотов; - действовавшей до 2004 года системы квотирования, которая базировалась на ежегодном распределении биоресурсов между пользователями пропорционально судовым промысловым мощностям (зарегистрированных и лицензированных на право осуществления промысловой деятельности федеральными органами), находящихся в их собственности. Промысловые мощности судов определялись в соответствии с утвержденными положениями по коэффициентам, установленными с учетом технологических и энергетических мощностей судов. Неуправляемый и неконтролируемый в полной мере до середины 90-х годов процесс пополнения добывающего флота, преимущественно на новых предприятиях, обусловил сложившееся в итоге превышение (в 2 - 3 раза) излишних мощностей на донном промысле (табл. 1 ). Вместе с этим, в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, под воздействием конъюнктурных и конкурентных факторов, необходимости выполнения международных соглашений в девяностые годы значительные средства направлялись на ремонт, модернизацию и переоборудование действующего флота. В частности: - выполнялись массовые работы по переоборудованию рефрижераторных траулеров и части сейнер-траулеров в морозильные суда, ярусники и краболовы; - модернизировались рыбофабрики с заменой технологического оборудования для выпуска продукции, удовлетворяющей международным требованиям стандартов качества; - проводились масштабные работы по увеличению судовых мощностей по заморозке и трюмов; 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz