Север и рынок. 2014, N 4.
окончания школы) и уменьшением количества бюджетных мест, выделяемых региону. С 2007/2008 учебного года в Мурманской области число принятых в вузы студентов стало превышать число школьников, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании. Демографическая ситуация в области такова, что в ближайшие годы численность выпускников школ, следовательно, и число абитуриентов, претендующих на очную форму обучения, будет продолжать уменьшаться. Согласно данным статистики 29 ситуация стабилизируется только после 2017 года, т.е. только с 2017-2018 гг. можно будет ожидать рост числа абитуриентов. Таким образом, неблагоприятная демографическая ситуация и естественное снижение числа абитуриентов является проблемой номер один для региональных вузов, поскольку они ориентированы на подготовку специалистов прежде всего из числа жителей области. Решение проблемы снижения количества выпускников общеобразовательных учреждений, возможно путем расширения перечня программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, то есть усилением акцента в подготовке специалистов имеющих профессиональное образование и относящихся к средней возрастной категории. Еще одной серьезной проблемой является то, что система высшего профессионального образования в Мурманской области слабо связана с рынком труда и формируется, в основном, с ориентацией на удовлетворение спроса населения, а не на потребности экономики региона в квалифицированных кадрах. Для того чтобы региональная система высшего профессионального образования играла заметную роль в инновационном комплексном социально-экономическом развитии Мурманской области, необходимо расширение программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров, в том числе ориентированных на инновационное развитие региона. Особенно актуальным становится построение системы подготовки и переподготовки кадров для овладения навыками бизнес-проектирования, оценки эффективности инновационных проектов, проведения маркетинговых исследований, формирования бизнес-команды и разработки внедренческих мероприятий по реализации проектов, учитывающих специфику работы на Севере. Можно констатировать, что основными угрозами инновационного развития области являются: • разрушительные трансформации в сфере образования • бессистемное инновационное развитие региона, отсутствие соответствующего регионального проекта • инерционный тип развития сфер науки и образования, недостаточное участие их в ВРП • формирование стратегий регионального развития без учета императивов инновационной экономики. Правительство области проводит «фрагментарную» политику в области регулирования инновационных процессов на территории региона. Совокупность накопленных структурных экономических и социальных проблем, а также внешние тенденции развития экономики государства приводит к возникновению вызовов инновационного развития области. В первую очередь необходимо формирование инновационной культуры региона - готовности и способности общества к инновациям во всех их проявлениях: в производстве, управлении, образовании, законодательстве. Литература 1. Основные показатели обеспечения и результатов деятельности КНЦ РАН в 2008-2012 гг. [Электронный ресурс] // Кольский научный центр РАН - Режим доступа: http://www.kolasc.net.ru/russian/news/arc12/indicators2008_2012.pdf 2. Регионы России Социально-экономические показатели. 2010, 2011, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru 3. Состояние системы высшего профессионального образования Мурманской области [Электронный ресурс] // Правительство Мурманской области. Официальный портал органов исполнительной власти. - Режим доступа: http://www.edu-murman.ru/profobr_3 29 Динамика статистических показателей системы общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Мурманской области. - Режим доступа: http://minobr.gov- murman.ru/about/statist.html 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz