Север и рынок. 2014, N 4.

Одним из важнейших инновационных элементов региона является сложившаяся система высшего профессионального образования, которое способствует аккумуляции и обмену знаниями и в результате позволяет скоординировать комплексную региональную стратегию с другими политиками в области образования, промышленности и рынка труда. Рис.1. Схема взаимодействия Кольского научного центра РАН, высших учебных заведений и бизнес-структур в Мурманской области По состоянию на 2012-2013 учебный год в Мурманской области функционировало 28 учреждений высшего профессионального образования. Из них 15 государственных: 2 вуза и 13 филиалов, и 13 негосударственных: 1 институт, 1 академия и 11 филиалов. Расположены вузы следующим образом: в г. Мурманске - 21, в г. Апатиты - 3, в г. Кировске - 2 и по одному в г. Мончегорске и Кольском районе. Несмотря на достаточно развитую систему высшего образования в регионе, доля занятого в экономике области населения, имеющего высшее профессиональное образование, всегда была несколько ниже среднего показателя по стране, кроме того, в последние годы, наметилась тенденцию к ее снижению (2009 г. - 27,8%, 2010 г. - 27,0%, 2011 г. - 26,7%, по РФ - 28,8%, 28,7%, 29,5%, соответственно) [2]. Снижение доли лиц с высшим образованием в составе занятого населения можно объяснить, прежде всего, миграционным оттоком населения трудоспособного возраста. Постепенно начала снижаться и численность студентов (в 2005 г. - 39,0 тыс. чел., в 2011 г. - 28,4 тыс. чел., в 2012 г. - 25,4 тыс. чел.). По состоянию на 2012/2013 учебный год во всех вузах Мурманской области обучалось 25,4 тыс. чел., в том числе: по очной форме обучения - 8,2 тыс. человек (32,3%), по заочной форме обучения - 17,2 тыс. человек (67,7%). За счет бюджетных средств обучалось 5,6 тыс. чел. (22%), с полной компенсацией затрат за обучение - 19,8 тыс. студентов (78%) [3]. Кроме уменьшения общего контингента студентов в регионе значительно снизилась и доля студентов, получающих образование по очной форме обучения. Если в 2000/2001 учебном году на очном отделении обучалось 60% от общего контингента студентов, а на вечернем и заочном отделениях - 40%, то в 2012/2013 - 32% и 6 8 % соответственно, в среднем по РФ 43% и 57% соответственно. Данная тенденция объясняется снижением числа выпускников общеобразовательных школ (как правило, образование по очной форме обучения предпочитают получать сразу после 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz