Север и рынок. 2014, N 4.

Основу экономики регионов Севера составляет промышленное производство, поэтому очень важно обеспечить эффективное управление долговременным инновационно­ технологическим развитием северных территорий. В настоящее время в каждом субъекте Федерации разрабатываются Стратегии социально­ экономического развития на длительный период времени, в рамках реализации которых формируются другие различные документы стратегического характера - стратегии развития отдельных сфер экономики региона и программы развития (например, в Мурманской области после принятия обновленной Стратегии социально-экономического развития предполагается в течение ближайших лет формирование инновационной, инвестиционной и финансовой стратегий). К сожалению, до сих пор в большинстве таких Стратегий отсутствует связь заявленных в них целей, во-первых, с возможностями реального достижения значений целевых показателей, и, во-вторых, с механизмом их достижения, который, как правило, в Стратегиях не прописан достаточно четко, либо предполагается, что он будет разработан отдельно. В результате Стратегии оказываются практически нежизненноспособными, то есть представляют собой документ с благими пожеланиями, далеко оторванными от существующей и перспективной реальности. Главная проблема такого сложившегося годами положения заключается, по нашему мнению, в том, что Стратегии разрабатываются несистемно, то есть входы системы (поступающие в экономику региона ресурсы) оказываются оторванными от выходов (результатов функционирования системы). В результате не прослеживаются аналитические зависимости между входами и выходами в виде соответствующих факторных экономических моделей, в которых и фиксируется связь между причинами получения результата и самим результатом. Именно это и не позволяет определять связь между заявленными целевыми показателями (например, производительность труда, среднемесячная зарплата в перспективном периоде и т.п.) и необходимыми ресурсами, прежде всего финансовыми, что и приводит к недостижимости значений целевых показателей. Такая ситуация связана с тем, что, во-первых, для разработки Стратегий предварительно должно осуществляться прогнозирование будущего развития в многовариантной проработке, которое и должно показать реальные варианты развития. Во-вторых, при осуществлении прогнозирования должны использоваться такие экономико-математические модели, которые позволяют осуществлять согласование будущих результатов и необходимых для этого ресурсов. В настоящее время в таких случаях активно используется имитационное динамическое моделирование, но в разрабатываемых имитационных моделях, как правило, функциональные связи между результатами и затратами ресурсов не являются аналитическими зависимостями, то есть не представляют собой вышеуказанные факторные модели. Необходимый тип имитационных моделей для прогнозирования развития экономики регионов-субъектов Федерации разработан нами еще в конце 1990-х годов, причем модели были дважды опробованы на фактическом материале - статистических данных развития Мурманской области в предпрогнозный период времени, что позволило подтвердить реальную их применимость на практике. Однако в настоящее время даже такую модель необходимо трансформировать для определения возможных вариантов инновационно-технологического промышленного развития, поэтому, с одной стороны, требуется выявление зависимости между желаемым уровнем инновационности развития и необходимым для этого объемом инвестиций, а, с другой стороны, нужно определить зависимость между ростом производительности труда и необходимым объемом инвестиций. В этом направлении существуют и теоретические посылки и отдельные практические разработки, но до конца проблема не решена. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz