Север и рынок. 2014, N 4.
- ограниченной возможностью перетока трудовых ресурсов в рамках отдельных населенных пунктов и между ними, отсутствием возможности выезда большей части граждан, достигших пенсионного возраста; - нарастанием проблем обеспечения населения продовольствием и непродовольственными товарами в связи с разрушением системы государственных поставок; - ограниченностью (недостаточностью) финансовых и «бартерных» ресурсов для поддержания уровня жизни населения, особенно слабо защищенных категорий, не говоря уже о проведении региональной инновационной политики [8,с.208]. Для развития инновационного потенциала регионов российской Арктики необходимо создать соответствующие благоприятные условия для активизации инновационных процессов. Для этого необходимо принятие мер, направленных на стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг. Это задача должна решаться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных экономических агентов, какими являются инновационно-активные организации. Создание необходимых условий для осуществления ускоренного и устойчивого инновационно-технологического развития в промышленно развитых странах определяется наличием и активным использованием комплекса факторов, обеспечивающих как формирование потенциала новых научных идей и изобретений, так и эффективную реализацию его в интересах экономического роста и повышения качества жизни [9]. В число этих факторов входят: - масштабы и уровень потенциала сферы научных исследований и разработок; - наличие обоснованных приоритетов научно-технологического развития и разработанных на их основе перечней критических технологий; - обеспечение своевременной оценки перспектив образования и развития крупных рынков новых технологий; - наличие и поддержание на должном уровне потенциала и стимулов, способствующих экономическому росту на основе использования инноваций. «Секретом» современного ускоренного научно-технологического развития лидирующих промышленно развитых стран является нахождение оптимального соотношения, баланса между конкуренцией и сотрудничеством в сфере науки и технологий при активной государственной поддержке. Наиболее успешной управленческой новацией стало сегодня всемерное стимулирование развития исследовательских и технологических партнерств, нацеленных на увеличение масштабов использования новых технологий, прежде всего на основе передачи и коммерциализации результатов государственных исследований и разработок. Центральное место во всей этой деятельности принадлежит активной регулирующей роли государства, выступающего одновременно в качестве организатора, банкира, гаранта, как инстанции, ответственной за развитие фундаментальной науки, как сферы стратегических интересов, высшего образования других отраслей «индустрии знаний», а также обеспечивающего постоянное совершенствование правовой базы научно-технологического развития. Учитывая все вышеизложенное можно утверждать, что сырьевые отрасли и промышленные комплексы регионов Арктики не в меньшей мере восприимчивы к инновационному развитию, чем отрасли так называемых «критических технологий», к тому же обладают высоким инвестиционным потенциалом. Быстрое развитие в условиях обострения конкуренции на мировых рынках требует самого пристального внимания к совершенствованию организации инновационной деятельности, как со стороны органов регионального управления, так и бизнеса. Литература 1. Анализ факторов научно-технологического развития в контексте цивилизационных циклов. Под редакцией Ю.В. Яковца, В.Л. Абрамова. - М.: МИСК, 2012. 456 с. - С.14 2. http://minec.gov-murman.ru/content/strat_plan/sub02/sub03/ 3. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2002. С.254 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz