Север и рынок. 2014, N 4.

на жилищно-коммунальные услуги в структуре потребительских расходов на одного члена домохозяйства составила 11,74%, в Мурманской обл. - 11,14%, в Чукотском АО - 9,88% [9]. Таким образом, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, уровень развития и состояние социальной инфраструктуры арктических регионов РФ не позволяют в полной мере выполнять компенсаторную функцию и не обеспечивают повышенный уровень комфортности проживания. Наблюдается значительное неравенство обеспечения услугами учреждений социальной инфраструктуры жителей городских и сельских поселений. В удаленных поселениях с малой численностью населения, национальных поселках, практически по всем составляющим социальной инфраструктуры наблюдается дефицит квалифицированных кадров, слабая материально-техническая база, недостаточно или совсем отсутствуют современные учреждения здравоохранения, образования, спорта, культуры и пр., отвечающие потребностям жителей этих территорий. В результате влияния всего комплекса природных, институциональных, социально­ экономических факторов, из-за недостаточного уровня развития, низкой обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, крайне низкой транспортной доступности учреждений социальной сферы для жителей населенных пунктах с малой численностью населения, сельских поселений, национальных поселков услуги отраслей социальной инфраструктуры для значительной части жителей арктических регионов России малодоступны. В большинстве муниципальных образований и населенных пунктов арктической зоны сложилась следующая картина: ограниченные возможности для получения качественного медицинского обслуживания, образования, для досуга и отдыха, нехватка не только современного, но, зачастую, и элементарно благоустроенного жилья. В целях обеспечения развития социальной инфраструктуры Арктики России необходимо кардинально изменить государственный подход к решению вопросов развития социальной сферы этих территорий. Необходима модернизация социальной инфраструктуры арктических регионов России, но, модернизация, учитывающая всю специфику этой зоны и предполагающая, что в результате проводимых преобразований, социальная инфраструктура будет исполнять заложенную в нее компенсаторную функцию, и обеспечивать высокий уровень комфортности проживания в Арктике России. Литература 1. Проект закона «Об Арктической зоне РФ». - [Эл.ресурс]. URL: http://www.minregion.ru/documents/draft docume-nts/2714.html 2. Павлов К., Селин В., Селин И. Российская Арктика: современное состояние и перспективы развития // Общество и экономика. 2012. - № 3-4. - с. 182 3. Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Ненецком АО «О соблюдении прав граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, на охрану здоровья и медицинскую помощь». - Нарьян-Мар. - 2012. - [Эл.ресурс]. URL: http://ombudsmannao. ru/activity/specdoklad/ 1.doc 4. Доклад губернатора Ненецкого автономного округа о социально-экономическом положении в округе, включающем основные направления бюджетной и налоговой политики, в рамках 55­ ой сессии 26-го созыва Собрания депутатов Ненецкого автономного округа 4 июля 2013 года. [Эл.ресурс]. URL: http://www.adm-nao.ru/?show=news&id=9326 5. Отчет о результатах деятельности правительства Ямало-Ненецкого АО за 2012 год. [Эл.ресурс]. URL: http://www.kobilkin.ru/actual/37 6. Подпрограмма «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящая в состав ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 22.01.2002. N 33 7. Залкинд Л.О., Торопушина Е.Е. Жилищная политика в России: северное измерение. - Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2009. - с.80-81 8. Аварийное жилье: программа расселения буксует. [Эл.ресурс]. URL: http://specresurs.info/index.php/csmi/959-avarijnoe-zhile-programma-rasseleniya-buksuet 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz