Север и рынок. 2014, N 4.

источников (средств предприятий и организаций, осуществляющих свою экономическую деятельность в регионе, средств спонсоров). И лишь к концу 2000-х гг. на развитие этой сферы стали направляться бюджетные средства в объемах, позволяющих не только выплачивать заработную плату работникам, но и направлять их на развитие спортивной инфраструктуры. Так, например, в Ненецком АО в рамках ФЦП «Развитие физической культуры и спорта Российской Федерации на 2006-2015 гг.» осуществляется строительство спортивных объектов в сельской местности (в поселках Нельмин-Нос, Красное, Коткино, Амдерме, Неси и Нижней Пёше). В Ямало-Ненецком АО в 2011 г., при финансовой поддержке бизнеса, введен в эксплуатацию 41 спортивный объект, в том числе в Ноябрьске, Яр-Сале, Красноселькупском районе [5]. В Мурманской обл. планируется строительство современных спорткомплексов в Ловозерском районе, Полярных Зорях, Коле и Мончегорске. Однако, несмотря на столь активное развитие спортивной инфраструктуры, до сих пор в населенных пунктах Арктики, особенно - малонаселенных, не хватает технически простых и недорогих плоскостных сооружений, недостаточно или совсем отсутствуют современные спортивные сооружения. В городах - административных центрах регионов, спортивные объекты, как правило, перегружены. За период 1990-2012 гг. в целом по регионам Арктики РФ наблюдался рост уровня обеспеченности жилой площадью: если в 1990 г. уровень обеспеченности жильем во всех арктических регионах был ниже среднего по стране, то к 2010 г. лишь в Ямало-Ненецком АО данный показатель был ниже среднероссийского уровня. Однако такой рост был вызван миграционным оттоком населения. Доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилого фонда в течение всего периода была выше среднероссийского уровня. Исключением является лишь Мурманская обл., где показатель доли ветхого и аварийного жилья соответствовал среднему по РФ и в 2012 г. составил 2,3%. Лидером же по доле ветхого и аварийного жилья является Ямало-Ненецкий АО, где, к настоящему времени, такое жилье составляет около 10% жилого фонда. Резкий рост доли ветхого и аварийного жилья в регионах Арктики в середине 2000-х гг. был обусловлен изменением финансового механизма в жилищной сфере - вступила в действие федеральная программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья [6], в результате чего стало невыгодным скрывать истинное состояние жилого фонда [7]. В настоящее время проблема ветхого и аварийного жилья продолжает быть актуальной, учитывая, что зачастую переселение не осуществляется по причинам не выполнения заявленных мероприятий региональными властями, например, в 2012 г. Мурманская обл. вернула 27,8 млн. в Фонд ЖКХ [8]. Одной из актуальных проблем в жилищной сфере арктических регионов является недостаточно высокий уровень благоустройства жилого фонда. Наихудшей, среди арктических регионов, остается ситуация в Ненецком АО, где лишь 26,3% общей площади жилого фонда оборудовано всеми видами благоустройства. При этом весь благоустроенный жилой фонд находится в трех населенных пунктах региона: г. Нарьян-Мар, п. Искателей и с. Тельвиска. Все остальные населенные пункты Ненецкого АО фактически лишены базовых жилищно­ коммунальных инфраструктур. В лучшей ситуации находятся городские территории регионов, где застройка шла комплексно, осуществлялось обеспечение централизованным отоплением, водоснабжением, канализацией. Как, например, в Мурманской обл., где, в результате такого подхода был достигнут высокий уровень благоустройства жилого фонда. Однако, в сельских районах Арктики, уровень благоустройства жилого фонда, как правило, значительно ниже (на 10-15%) среднего по региону. Одной из наиболее болезненных тем для жителей арктических регионов являются тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Лишь в Ямало-Ненецком АО в 2012 г. расходы на жилищно­ коммунальные услуги в структуре потребительских расходов на одного члена домохозяйства были ниже среднероссийского показателя и составили 8,39% (при 8,8% по РФ). В остальных регионах данный показатель значительно превышал среднероссийский. Так, в Ненецком АО, доля расходов 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz