Север и рынок. 2014, N 4.
РФ» [1]: Мурманская обл., Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский АО22. В них проживает около 90% населения российской Арктики, находится примерно такая же доля производственного комплекса, значительная часть социальной инфраструктуры23. Хотя в последние годы реализуется ряд программ, направленных на социальное развитие как страны в целом, так и ее регионов, многие из проблем арктических территорий заметно обострились. Остается нерешенной проблема равнодоступности социальных услуг для жителей сельского и городского населения Арктики РФ. В административных центрах и муниципалитетах, где ведут хозяйственную деятельность социально ответственные корпорации, инфраструктурные показатели соответствуют уровням, достигнутым в обжитых регионах РФ, как и уровни обеспеченности объектами социальной инфраструктуры. Наибольшую остроту проблемы развития социальной инфраструктуры имеют в удаленных поселениях с малой численностью населения, а их в арктической зоне России большинство, и в национальных поселках автономных округов. Но проблемой является не только недостаточная развитость и низкая обеспеченность объектами социальной инфраструктуры в сельских поселениях и национальных поселках, но и крайне низкая транспортная доступность услуг учреждений социальной сферы, которые сосредоточены в административных центрах. Во всех арктических регионах густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытиям значительно ниже среднего по РФ: от 2 раз (в Мурманской обл.) до 48 раз (в Чукотском АО).24 В 1990-е гг. государственные расходы на развитие социальной инфраструктуры были сокращены и фактически сведены к выплате заработной платы работникам учреждений. В 2000-е гг. финансирование увеличилось, однако до сих пор уровень развития и обеспеченности объектами социальной инфраструктуры в арктических регионах не позволяют в полной мере выполнять этой сфере компенсаторную функцию и не обеспечивают повышенный уровень комфортности проживания. В настоящее время значительная часть собственных средств арктических регионов и средств, получаемых из федерального бюджета, направляется на развитие объектов социальной инфраструктуры, находящихся в административных центрах, хотя в небольших населенных пунктах низкий уровень развития социальной инфраструктуры ощущается наиболее остро. Объем полномочий муниципальных образований зачастую не подкрепляется материально-финансовыми ресурсами, необходимыми не только для развития объектов социальной сферы, но и для поддержания на прежнем уровне (зачастую не соответствующем даже минимальным социальным стандартам). Одной из наиболее значимых в настоящее время проблем является низкий уровень доступности услуг учреждений здравоохранения. Уровень обеспеченности больничными койками (табл. 1) в целом по регионам Арктики по сравнению с 1990 г. сократился. Во всех регионах продолжается сокращение коечного фонда. Тем не менее, показатель обеспеченности населения больничными койками выше среднероссийского, что связано с низкой плотностью населения и тем, что большинство населенных пунктов регионов Арктики - малые города и небольшие поселения. Уровень обеспеченности врачебными кадрами в целом по регионам Арктики в 2012 г. по сравнению с 1990 г. вырос. Наиболее значительный рост за этот период был отмечен в Чукотском АО, здесь же отмечается и наиболее высокая обеспеченность врачебными кадрами (73,1 на 10 тыс. жителей в 22 Такой подход часто используется в работах, посвященных современной российской арктической проблематике. См., например, [2]. 23 Остальная территория Арктической зоны - прибрежные муниципальные образования Республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Архангельской области и Красноярского края. 24 Например, в Чукотском АО при полном отсутствии железнодорожного транспорта и коротком навигационном периоде протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории составляет всего 0,9 км (по данному показателю округ занимает последнее место не только среди регионов Арктики РФ, но и страны в целом). В настоящее время 30 населенных пунктов Чукотского АО не имеют круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz