Север и рынок. 2014, N 3.

Мурманский край» был заменен по представлению представителей Карельский Трудовой Коммуны термином «Карело-Мурманский край») с объяснительной запиской к нему. Колонизация, понимаемая, как всестороннее развитие пустующих территорий, является не только мероприятием, но и государственным предприятием, способным давать реальные ценности при возможности использовать производительные силы колонизуемого района. Источником средств для проведения колонизации в районе, непосредственно тяготеющем к Мурманской дороге, должны послужить специально отведенные дороге земельные пространства, развить экономически и положить основание колонизации которых и будет обязана пионерная железная дорога. Предоставление Мурманской железной дороге земельных пространств для эксплуатации и колонизации на точно определенных условиях и составляет один из основных моментов разработанного Севзапэкосо проекта Положения. Проект колонизации района Мурманской дороги был подвергнут широкому обсуждению как путем издания специальных книг и брошюр, так и при помощи многочисленных докладов в различных научных учреждениях Москвы и Ленинграда. В 1923 г. Правлением дороги был издан сборник «Производительные силы района Мурманской железной дороги». Вопросу «канадизации» Мурманской железной дороги этом сборнике была посвящена специальная статья Г.Ф. Чиркина. Опыт Канады и Соединенных Штатов, говорится в этой статье, достаточно свидетельствует, что наилучший и наиболее экономный способ оживления пустынных районов - колонизация их через железную дорогу. В Отчете Мурманской железной дороги за первый год ее колонизационной работы писалось, что «прообразом метода железнодорожной колонизации служит практика железных дорог Канады, которые вели заселение предоставленных им земель». Научное исследование особенно ценно, когда оно отражает все разнообразие идей, мнений, взглядов. Это положение в полной мере относится и к обсуждаемой проблеме, ибо решение вопроса о необходимости возложения на Мурманскую железную дорогу колонизационных задач принималось с трудом и не без возражений. Так, Карельская Трудовая Коммуна с первых дней выступила против отвода земли Мурманской дороге, указывая, что в случае осуществления проекта, лишится большей части своих доходов. Интенсивная разработка и обоснование нового метода железнодорожной колонизации производилась в Государственном Колонизационном Научно-Исследовательском Институте, где 18 ноября и 26 и 27 декабря 1922 года в соединенных заседаниях Московского и Петроградско- Мурманского отделений Института был дан обстоятельный анализ и положительных и отрицательных суждений за и против проекта железнодорожной колонизации Карело­ Мурманского края. При рассмотрении проекта Положения о колонизации Карело-Мурманского края в Президиуме Госплана РСФСР 7 мая 1923 г. из него была исключена часть тех наслоений противоречивого порядка, которая получилась в результате длительного согласования противоречивых интересов и мнений отдельных ведомств и заинтересованных учреждений. В связи с изменением одного из основных положений проекта Севзапэкосо - об отводе Мурманской железной дороге лесной территории сплошной полосой земли, шириною в 20 верст вдоль полотна дороги от Петрозаводска до Мурманска, такая территория была отведена дороге не сплошной полосой от Петрозаводска до Мурманска, а в составе отдельных лесных дач, расположенных в четырех отдельных лесных массивах, расположенных один от другого вдоль дороги на сотни верст. В результате этого отпали из первоначального проекта обязательства Мурманской железной дороги по выполнению определенных колонизационных работ в течение первого пятилетия, которые были выражены в проекте в цифровом исчислении (так как изменился сам объекта колонизационной работы дороги). Утвержденное СТО 25 мая 1923 г. Положение о колонизации Карело-Мурманского края примирило различные интересы путем значительных видоизменений первоначальных даже 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz