Север и рынок. 2014, N 3.

В Кировском историко-краеведческом музее есть запись телефонного разговора главного хранителя музея В.С. Худобиной с дочерью Г.Н. Соловьянова, в котором дочь рассказала, что 5 ноября 1937 г. Г.Н. Соловьянов был арестован, а в 1940 году освобожден. Возобновление экономических исследований в Кольской базе произошло лишь в 1938 г., когда в его структуре был образован географический отдел в составе 4-х групп: а) эконом- географическая, б) физико-географическая, в) климатологическая с метеорологической станцией, г) торфяная. Заведующий географическим отделом Кузьминов И.Т., в единственном числе представлявший эконом-географическую группу, прибыл на работу только в августе 1938 г. По этой группе в План научно-исследовательских работ Кольской базы им. С.М. Кирова Академии Наук СССР на третью пятилетку и 1939 год были включены следующие темы: а) «Составление эконом-географической монографии Кольского полуострова». б) «Использование Кейвских кианитов» (район реки Поноя и Семиостровского погоста). в) «Использование Кольских диатомитов». д) «Проблема создания Кольско-Печорского металлургического комбината». г) «Организация ниобо-танталового производства на базе Ловозерских лопаритов». е) «Перспективы развития промышленности Мурманской области на 4-ую пятилетку». Сразу после перечисления этих тем отмечено, что «эконом-географическая и физико­ географическая группы совершенно не укомплектованы работниками и в этом вопросе нужны помощь Отдела кадров Академии Наук и Мурманских областных организаций». В 1939 г. было произведено сокращение штата Кольской базы АН СССР, при котором географический отдел был полностью ликвидирован и тем самым прекращены экономические исследования. Следующее возобновление экономических исследований в Кольском филиале АН СССР состоялось лишь 1950 г. ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО -ПРОМЫШЛЕННО -КОЛОНИЗАЦИОННОГО КОМБИНАТА МУРМАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ КАК ПИОНЕРНОЙ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ОКРАИН РОССИИ Тараканов М.А., с.н.с. Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты Формирование пространственных форм организации освоения арктического природно­ ресурсного и транспортного потенциала всегда было и остается актуальной проблемой развития Арктики. Должная координация деятельности центральных и региональных органов власти и управления, хозяйственных организаций является залогом успеха при реализации новых инвестиционных проектов освоения арктических территорий. На это нацеливает и утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным 8 февраля 2013 г. Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2020 г. В этой связи изучение наработанного опыта приобретает особый смысл. Как отметил Конфуций: «Кто повторит старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других». Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской железной дороги представляет собой уникальную организационную форму перенесения на российскую почву зарубежных приемов освоения слабо заселенных и экономически неразвитых северных окраин. С чисто нормативно-правовой точки зрения начало и конец функционирования этой формы определяются двумя датами. Это 25 мая 1923 г., когда Совет труда и обороны (СТО) утвердил «Положение о колонизации Карельско-Мурманского края», и 26 сентября 1930 г., когда 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz