Север и рынок. 2014, N 3.

ориентируясь на приоритеты Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, можно выделить следующие основные направления модернизации: - сохранение и укрепление технико-технологического лидерства в тех сферах и отраслях, где отечественный производственный комплекс сохраняет передовые позиции; - применение догоняющих сценариев развития, в первую очередь в отраслях, обеспечивающих «лидеров», а также в обслуживающих капиталоемкий и финансово­ обеспеченный ресурсно-сырьевой комплексах; - развитие на инновационной основе добычи и переработки углеводородного сырья и других минерально-сырьевых ресурсов, обеспечивая их рациональное использование и соблюдение всех экологических требований; - активная государственная поддержка внутреннего рынка, ориентированная на импортозамещение высокотехнологичного оборудования (станков, электрооборудования, горной техники и т.п.) для базовых отраслей; - создание условий для завоевания лидирующего положения в области нанопроцессов, лазерных, каталитических и других технологий, где сохраняются фундаментальные научные заделы. Без редких и редкоземельных металлов невозможен научно-технический прогресс в экономике, однако их производство в России в последние двадцать лет практически свернуто: вместо роста, характерного для мировой промышленности, сократилось в 4 раза. В современном инновационном секторе они играют чрезвычайно важную роль, хотя выступают, как правило, небольшой добавкой в промышленных продуктах. Но при этом в решающей степени определяют продвинутые потребительские свойства этих продуктов, по существу, являются системообразующим фактором их инновационности. В настоящее время переработка относительно небогатых по содержанию РЗМ апатитовых руд Хибинского месторождения становится рентабельной, особенно если проектировать выпуск десятков тысяч тонн оксидов металлов. А именно о таких объемах прироста мировых потребностей будет идти речь в ближайшие десять лет: по экспертным оценкам уже к 2020 году потребление РЗМ может составить 250-300, а к 2030 году - 500 тыс. т. Однако рынок не терпит пустоты, и нишу, образованную Китаем, уже спешат занять Канада, Дания (Гренландия), Австралия, каждая из которых уже в 2014-15 гг. предполагает выпускать смеси РЗМ из расчета получения 10-15 тыс. тонн оксидов. Наиболее быстро среагировали Соединенные Штаты, уже в 2011-2013 г. «расконсервировали» свои ранее уже эксплуатировавшиеся месторождения. Поэтому необходим комплекс экстренных мер по восстановлению и развитию отечественной редкоземельной отрасли. На наш взгляд, организационно-финансовой основой такого комплекса должна стать федеральная целевая программа. Сейчас трудно оценить возможный объем ее затрат, однако понятно, что речь идет о миллиардах рублей только для стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом формирование основного технологического центра наиболее предпочтительно провести именно на Кольском полуострове, где сохранился достаточно мощный исследовательский комплекс (во главе с Институтом химии и технологии редких элементов и минерального сырья КНЦ РАН) и создана на его основе система подготовки квалифицированных кадров. Однако российской практике свойственно крайне медленное реагирование на изменение ситуации не только на отечественных, но и на глобальных рынках, поэтому не исключен пессимистический вариант, когда, обладая 30-40% мировых ресурсов, мы будем производить 2-4% от мировой добычи РЗМ, и то на самых ранних, «сырьевых» стадиях. Конечно, такого сценария очень хотелось бы избежать. Проведенный краткий анализ проблем современной индустриализации в России и отдельных элементов промышленной политики на Севере позволяет сделать следующие выводы: 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz