Север и рынок. 2014, N 3.

Федерации, их максимальное вовлечение в хозяйственный оборот, ограничение ввоза на территорию Арктической зоны Российской Федерации продукции, тары и упаковки, утилизация которой экономически и технологически не обеспечена. СОВРЕМЕННАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕДКОМЕТАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Селин В.С., д.э.н., проф., зав. отделом Селин И.В., к.э.н., с.н.с. Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского НЦ РАН, г.Апатиты С одной стороны - индустриализация и технологическая модернизация экономики страны представляются необходимыми и неизбежными не только с точки зрения укрепления ее позиций в международном разделении труда, но и самой экономической самостоятельности и безопасности. С другой стороны - это крайне сложная задача в условиях сложившегося отставания отечественных отраслей и корпораций в большинстве современных видов производства. При этом оценку конкурентоспособности производителей машин и оборудования позволяет получить рынок - внутренний и мировой. Динамика, характеризующаяся значительным ростом экспорта и сокращением импорта техники в соответствующих сферах (хотя бы в ресурсоэксплуатирующих), позволяла бы говорить о существенных положительных сдвигах. Однако пока такие тенденции имеются только в стратегиях и программах. Догоняющий вариант модернизации экономики имеет цель инновационного развития собственного российского производства, адаптационное перенесение в отечественную промышленность новейших технологий. Собственно, именно такой подход в 60-е годы прошлого столетия применяла Япония, последовательно развивая металлургию, химию и, наконец, электронику. Его не менее успешно последние двадцать лет использует Китай, в 2012 году вышедший на первое место по числу производимых автомобилей и быстро совершенствующий их качественные характеристики. Импортоориентированный вариант, который в основном применяется сейчас, в основе имеет закупку за рубежом техники и технологий для модернизации. В случае ориентации на импорт страна, не являющаяся производителем, выступает в качестве пользователя зарубежных достижений, создающих некоторые условия для модернизации. Однако в этом варианте редко происходят существенные сдвиги в технологическом уровне экономики, в лучшем случае он стабилизируется, и нет дальнейшего отставания. Пока он является доминирующим, к тому же, как уже отмечалось, поражают масштабы вытеснения отечественного производства в отдельных видах машин и оборудования. Доля импорта в обновлении парка составляет по персональным компьютерам 94%, станкам металлорежущим - почти 100%, экскаваторам - 86%, бульдозерам - 65%. Даже в автопроме, где активно формируется сборка иномарок, по легковым автомобилям и автобусам эта доля составляет 37%, по грузовым автомобилям - 27%. В целом можно констатировать, что объективно предпосылки модернизации заложены в самой структуре реального сектора отечественной экономики, сочетающих относительно высокоразвитые ресурсно-сырьевой, топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы и исторически отсталые производства потребительских товаров, современной бытовой техники, транспортные системы, инфраструктура и т.п. Поэтому, подводя краткий итог и 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz