Север и рынок. 2014, N 3.

ресурсов. Просто их нужно в максимально возможной мере перерабатывать на отечественных комплексах современного технико-технологического уровня, что является целью и содержанием «третьей индустриализации». Сами добывающие отрасли тоже должны переходить к инновационной модели (повышать полноту добычи, уровень извлечения полезных компонентов, глубину переработки и т.п.) на базе отечественной техники. Одновременно это будет служить основой для снижения неравномерности и сближения уровня развития регионов Севера и российской Арктики. При этом с исследовательских позиций важно, что экономическая безопасность имеет четко выраженные критерии и расчетный механизм, в том числе и в отношении территориальных систем разного уровня. Необходимо выделить ключевые факторы, оказывающие специфическое влияние на экономические процессы развития Арктической зоны Российской Федерации: а) экстремальные природно-климатические условия, включая низкие температуры воздуха, сильные ветры и наличие ледового покрова на реках и акватории арктических морей; б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий, слабая транспортная доступность многих производственных центров; в) низкая плотность населения, недостаточно развитые территориальные системы подготовки кадров; г) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и зависимость от поставок из других регионов страны. Все это в совокупности определяет повышенные издержки арктических производителей и необходимость их компенсации за счет рентных, инновационных, нормативных и организационных факторов. В этой связи экономическая безопасность арктических регионов и их промышленных комплексов должна базироваться на мерах государственного регулирования, среди которых можно выделить следующие: а) разработка и реализация мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, прежде всего в области освоения ресурсов углеводородов, других полезных ископаемых и водных биологических ресурсов, за счет внедрения инновационных технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры, современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования таможенно-тарифного и налогового регулирования; б) стимулирование реализации новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий путем их софинансирования за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников; в) оптимизация экономических механизмов «северного завоза» за счет использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных, источников энергии, реконструкции и модернизации выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий; г) дифференциация схем электроснабжения, включая сооружение атомных теплоэлектростанций, в том числе плавучих; д) повышение энергоэффективности, расширение использования возобновляемых источников энергии, а также обеспечение энергонезависимости удаленных малых населенных пунктов, разработка и реализация проектов в области энергосбережения и энергоэффективности, в том числе в рамках международного сотрудничества; е) создание и развитие эффективной системы обращения с отходами производства и потребления в Арктической зоне Российской 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz