Север и рынок. 2014, N 3.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ Селин В.С., д.э.н., проф., зав. отделом Вышинская Ю.В., м.н.с. Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского НЦ РАН, г.Апатиты Природные ресурсы Севера и Арктики играют ключевую роль в удовлетворении потребностей экономики страны в многих стратегически важных видах сырья и топлива, которые не имеют альтернативы их получения в других регионах. Достаточно развитые, хотя и неравномерно в отдельных территориальных системах, производственные комплексы и инфраструктура (транспортные коммуникации, энергетические сети и генерирующие мощности, газо- и нефтепроводы, телекоммуникации и пр.), включающая открытые для Мирового океана морские порты (в западной части - незамерзающие), трансграничные транспортные коридоры, позволяют активно участвовать в мировом и национальном экономическом процессе. Поэтому региональная экономическая безопасность российской Арктики должна рассматриваться как составная часть системы безопасности страны. С другой стороны, для этого необходим анализ специфических особенностей этих территорий, в том числе обусловленных неоднородностью экономического пространства и неравномерностью его развития. Важным фактором безопасности выступает трансформация приоритетов хозяйствования, которая в глобальном аспекте связана с усиливающейся политикой ресурсосбережения не только экономически развитых стран, но практически и всех других. На национальном уровне таким стратегическим изменением является провозглашенный переход к инновационной экономике, в условиях которого роль северных ресурсных территориальных систем тоже будет трансформироваться. К основным нормативным регуляторам в рассматриваемой сфере относятся Федеральный закон «О безопасности», «Государственная стратегия экономической безопасности России (основные положения)», «Стратегия национальной безопасности до 2020 года». В последнем документе главными стратегическими рисками и угрозами в экономической сфере выделены: - сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики; - снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры; - потеря контроля над национальными ресурсами; - ухудшение состояния сырьевой базы промышленности, энергетики; - неравномерность развития регионов и прогрессирующая трудонедостаточность; - низкая устойчивость и незащищенность национальной финансовой системы; - сохранение условий для коррупции и криминализация хозяйственно-финансовых отношений. Существует еще одна угроза, которую власти упорно не хотят замечать - это «деиндустриализация» отечественной экономики, утрата ею за последние 20 лет значительной части своего производственного потенциала. В этой связи опасна не «сырьевая» (все страны, включая США, Китай, Норвегию и т.п., добывают сырье), а именно «экспортно-сырьевая», то есть колониальная модель. Когда по основным группам сырья (и продуктам первых переделов - металлов, удобрений и т.п.) в связи с низкой емкостью внутреннего рынка более 50% сырья идет на экспорт. А назад по импорту поступают готовые товары, причем не всегда хорошего качества. Очевидно, что сохранение экспортно-импортной ориентации в целом является определенной угрозой. Однако ее не преодолеть «переходом в никуда». Экономическая безопасность как страны, так и ее северных регионов может и должна быть обеспечена с активным применением одного из наших главных конкурентных преимуществ - богатых природных 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz