Север и рынок. 2014, N 3.

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В СПОРНОМ РАЙОНЕ БАРЕНЦЕВА МОРЯ* Савельев А.Н., к.э.н., доцент, зам. директора Арктического НИЦ, Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск Возникающие противоречия современного развития разрешаются на основе согласования интересов, как компромисс возникающего сотрудничества и закономерного соперничества в процессе освоения энергетических ресурсов. Природные ресурсы Арктики, как континентальные, так и морские, приобретают все большее значение в условиях экономического кризиса и возрастающего дефицита рентабельных энергетических ресурсов, что приводит к усилению противостояния и соперничества в борьбе за контроль над этими ресурсами, причем становится очевидной сформировавшаяся тенденция расширения пространства региональных и локальных «энергетических» конфликтов и распространения конфликтности в районы национальных интересов России [4], - очевидное сегодня глобальное противостояние за ресурсы на региональном уровне является характерной чертой современного мирового развития. В 2010 г. (15 сентября) подписан, а в дальнейшем ратифицирован, Договор о разграничении морских пространств между Норвегией и Россией в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Это свидетельствует о готовности обеих стран к поиску компромисса при решении проблемы делимитации морского пространства в Арктике. В этом Договоре речь идет о разделе спорного района в Баренцевом море площадью порядка 175 тыс. км2 примерно поровну. При этом зоны национальной юрисдикции так России, так и Норвегии, увеличатся на 87,5 тыс. км2, что составляет более 6% пространства Баренцева моря. Этот договор имеет непосредственное отношение к решению проблемы обеспечения прав России на арктические пространства и земли, а также континентальный шельф и морское дно Северного Ледовитого океана (СЛО) и морей арктического бассейна. Актуальность северного направления развития России до последнего времени ставилась под сомнение в виду, как считалось потенциальной невозможности главным образом экономического освоения регионального пространства Арктики, не говоря уже об океанических пространствах и землях Северного Ледовитого океана. Но реалии XXI века, связанные с современным развитием техники и технологий, в основном в сфере военно-промышленного комплекса, убеждают в том, что сегодня Арктика не является непреодолимой естественной преградой, как для вероятной военной, так и экономической экспансии. Но несмотря на благоприятную нынешнюю геополитическую позицию России в смысле отсутствия прямых угроз военной безопасности [2] и наличия такого фактора, как относительно свободный выход в Мировой океан в Арктике, следует предпринять активные действия по восстановлению и модернизации арктического побережья. Аксиоматичным в геоэкономическом мировоззрении является тезис о возможности экономических методов международного взаимодействия выступать в качестве силовых и асимметричных [5] при защите национальных интересов. То есть экономическая мощь государства может при определенных условиях составить конкуренцию военной мощи других стран. Основным документом, определяющим отношения между государствами в сфере регулирования морской деятельности, считается Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [3]. К началу 2010 г. Конвенция была подписана в 183 и ратифицирована в 159 странах и Европейском Союзе; Конвенцию не подписали такие государства, как США, Швейцария, Турция и Сирия. Россия подписала и ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву еще в 1997 г., но с оговорками, суть которых состоит в том, что Россия не считает для себя обязательными *Публикация подготовлена при поддержке РГНФ (проект «13-12-0051 и проект № 14-02-14003г) 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz