Север и рынок. 2014, N 3.

Нижне-Туринская ГРЭС 1,2 39,4 Итого 22,86 670,8 По нашим предварительным расчетам на основе учета перспективных потоков основных грузов из Республики Коми на Урал последовательность по экономическому эффекту новых спрямляющих маршрутов следования складывается следующим образом. Наиболее рациональным остается маршрут «Белкомур» через Соликамск (Архангельск-Карпогоры-Вендинга-Микунь- Сыктывкар-Соликамск), далее следуют Воркута-Сосногорск-Сойва-Соликамск, «Белкомур» через Кудымкар, Воркута-Сосногорск-Троицко-Печорск-Полуночное и Воркута-Микунь-Сыктывкар- Лесная-Яр. Предложенная методология расчетов (табл.1), позволит учесть долю вклада уральских потребителей перспективной продукции Республики Коми в новое транспортное строительство по направлению «Белкомур через Соликамск». Учет «внетранспортного» эффекта необходим при проектных разработках развития транспорта, установлении налогов и льгот, разработке тарифных ставок, при заключении контрактов и соглашений по перевозкам, выделении бюджетных и частных средств, хотя бы на уровне 50% от той части прибыли, которую получают субъекты экономики от развития сети, повышения эффективности и качества работы транспорта. Постоянно из года в год увеличивающийся «внетранспортный» эффект у потребителей продукции с последующей эксплуатацией и ростом объемов перевозок многократно превысит затраты на совершенствование сети путей сообщения. На практике данный эффект и упущенная транспортом выгода, получаемые в процессе производства и реализации продукции в результате издержек по совершенствованию транспортной сети, должны учитываться производством и возвращаться транспорту. На севере европейской части России большое значение для развития транспортной инфраструктуры, повышения эффективности освоения месторождений полезных ископаемых имеет реализация проектов прокладки магистральных трубопроводов — это трубопроводная система Ямал — Центр — Западная Европа, система наземных трубопроводов морских отгрузочных терминалов и морского танкерного пути Варандей — Мурманск — Западная Европа. Кроме формирования опережающей транспортной инфраструктуры, контуры стратегического развития севера европейской части России обозначают индустриальные векторы. Это устойчивое развитие добывающего сектора (угольной, нефтяной, газовой и горнорудной промышленности), а также целенаправленное и динамичное разворачивание конкурентоспособной переработки древесины, углеводородов, рудного сырья. Литература 1. Транспортный маркетинг/ Под редакцией д.э.н., проф. В.Г.Галабурды. - М.: Маршрут, 2006. - 450 с.; 2. Терёшина Н.П., Шобанов А.В., Рышков А.В. Управление конкурентоспособностью железнодорожных перевозок. — М.: ВИНИТИ РАН, 2005. — 240 с. 3. Куратова Э.С. Совершенствование пространственной организации транспорта - мощный ресурс для развития субъектов Российской Федерации // Транспортное дело России, № 1. - Москва, 2012. - С. 50-55. 4. Куратова Э.С. Экономические основы совершенствования пространственной организации транспорта//Транспортное дело России, № 10. - Москва, 2011. - С. 110-113. ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ АРКТИКИ В УСЛОВИЯХ РОСТА ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ______________________________ Победоносцева Г.М., н.с. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz