Север и рынок. 2014, N 3.

Литература: 1. Государственная программа Мурманской области «Развитие транспортной системы» [Электронный ресурс]: Министерство транспорта и связи Мурманской области. - Режим доступа: http://mintrans.gov-murman.ru/opencms/export/sites/mintrans/.content/galleries/ Docs/npa_region/GP2013.pdf 2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства транспорта и связи Мурманской области на 2013-2015 годы [Электронный ресурс]: Министерство транспорта и связи Мурманской области. - Режим доступа: http://mintrans.gov-murman.ru 3. ИКТ как инструмент развития городов [Электронный ресурс]: Международная библиотека лучших практик решения городских проблем и развития городов. - Режим доступа: http://www.urban-practice.com/RU/articles/chapter3/part1 4. Интеллектуальные Транспортные Системы [Электронный ресурс]: М2М телематика. - Режим доступа: http://m2m-t.ru/solutions/its 5. РФ теряет 3% ВВП в год из-за плохой транспортной инфраструктуры - Минтранс [Электронный ресурс] // РИА-Новости, 14 февраля 2013 года. - Режим доступа: http://1prime.ru/Transport_communications/20130214/761181472.html ТРАНСПОРТНОЕ ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА РОССИИ Куратова Э.С., д.э.н., с.н.с. Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, г. Сы кты вкар В статье рассматриваются перспективы развития магистрального транспорта Европейского Севера России в составе железнодорожной магистрали «Белкомур» - сухопутной транспортной альтернативы западного сектора Арктики, Северного морского пути для организации прямого выхода на мировой рынок и системы трубопроводов. Принималось и то, что частный капитал вряд ли справится со столь экстремальными для жизни и хозяйственной деятельности природными условиями Севера. Потребуется серьезное вмешательство государства, в т.ч. и по линии прямых инвестиций, прежде всего в транспортную инфраструктуру. Проведена оценка товарообменных процессов для целей совершенствования пространственной организации транспортной сети. Арктика в XXI в. стала одним из центров притяжения мировой политики и экономики. Ослабив внимание к своим северным территориям и арктическим акваториям в прошлом, теперь Россия должна возвращать былое влияние в этом макрорегионе, сосредоточив основные усилия на транспортном освоении Севера России, особенно, западного сектора Арктики. В 1994 г. институтами «Ленгипротранс» и «Уралгипротранс» была подготовлена Генеральная схема развития железнодорожной сети Европейского Севера России. Наиболее важным было признано формирование железнодорожной магистрали Архангельск-Карпогоры- Вендинга-Микунь-Сыктывкар-Кудымкар-Григорьевская-Пермь с выходом на Мурманск, а также на северо-западные границы России через участки Обозерская-Беломорск и Кочкома- Ледмозеро. Одновременно рассматривалась возможность организации транспортной связи Березниковско-Соликамского промышленного узла с железнодорожной сетью страны. В 2007 г. для решения социально-экономических проблем власти Республики Коми, Пермского края и Архангельской области разработали концепцию Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития регионов, реализуемую в рамках государственно-частного партнерства, предусматривающую реализацию инвестиционных проектов предприятий и строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» (Архангельск - Сыктывкар - Пермь (Соликамск). Производственную инфраструктуру Комплексной программы образуют 15 новых 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz