Север и рынок. 2014, N 3.

Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск В рейтинге современных проблем человечества транспортная проблема городов вышла на первое место. В крупных городах порядка 25% дорог (от общей протяженности) работают в режиме, превышающем допустимый уровень загрузки. По оценкам специалистов экономика России из-за плохой транспортной инфраструктуры ежегодно недополучает 3% ВВП [5]. В тоже время транспортная инфраструктура является одним из приоритетных направлений, определяющих эффективное функционирование экономики города, региона, страны в целом, и важнейшим условием дальнейшего развития. Транспорт играет значительную роль в экономике Мурманской области. Это связано с преобладанием в области отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, а также с выгодным географическим положением, наличием транзитных транспортных сообщений и возможностью круглогодичной навигации с прямым выходом на международные морские торговые пути. Доля транспортного комплекса в структуре валового регионального продукта составляет примерно 11% [1]. Транспортный комплекс Мурманской области включает в себя 870 км железнодорожных путей общего пользования, 32,9 км троллейбусных линий, 3478,8 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе регионального значения - 2018,8 км, федерального - 554,7 км, местного значения - 905,2 км [1]. В условиях реформирования экономики усиливается влияние транспортной отрасли на развитие других отраслей экономики и социальной сферы, которые, в свою очередь, предъявляют более жесткие требования к качеству транспортного обслуживания. Развитие транспортного комплекса Мурманской области приобретает особую остроту в настоящее время как необходимое условие реализации инновационной модели экономического роста, а также как активный фактор ее формирования и улучшения качества жизни населения области. В целях создания действующего круглогодично глубоководного морского хаба - центра по переработке грузов интегрированного в международный транспортный коридор Север-Юг был принят проект «Комплексное развитие мурманского транспортного узла». В рамках создания международного транспортно-пересадочного узла объединяющего морской, железнодорожный и авто- вокзалы планируется реконструкция данных объектов, благоустройство прилегающей к ним территории и улично-дорожной сети г. Мурманска. В целях развития вокзального комплекса города Мурманска ведутся работа с ОАО «РЖД». На период 2013-2015 годы в инвестиционном бюджете ОАО «РЖД» предусмотрены расходы на модернизацию железнодорожного вокзала. Реализация мероприятий по развитию морской пассажирской инфраструктуры ведется в рамках реализации проекта «Арктическая Гавань». Реализация этого проекта позволит повысить уровень оказания услуг пассажирам морского транспорта; продлить круизную линию от Киркенеса (Норвегия) до Мурманска; увеличить заходы в порт Мурманск судов иностранных круизных компаний; обеспечить швартовку судов большего водоизмещения. Запланировано развитие аэропортового комплекса аэропорта Мурманск. Основные объекты реконструкции: аэровокзал, зал прилета, котельная, грузовой терминал, инженерные сети технологической зоны (электро-, водо-, теплосети, автоматизация тепловых узлов). Планируется реконструкция воздушного пункта пропуска через границу РФ аэропорта Мурманск в рамках ФЦП «Росграница (2012-2020 годы)» за счет средств федерального бюджета [2]. Планируемое, в результате этих действий, увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, а также прогнозируемый рост количества транспортных средств приведут к повышению интенсивности движения, что в существующих условиях будет 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz