Север и рынок. 2014, N 3.

В соответствии со сценарием МЭА (Мирового энергетического агентства, объединяющего 28 стран), с наступлением «золотого века газа», в 2008-2035 гг. ежегодный рост потребления этого ресурса составит 1,4% (всего до 2035 г. - 44%); при этом природный газ становится единственным видом ископаемого топлива, потребность в котором к 2035 г. будет существенно выше, чем в 2008 г. В мире формируется глобальный избыток газа, своего рода «газовое наводнение» на энергетических рынках ЕС. В рамках стратегии управления спросом на энергоресурсы, разработанной Еврокомиссией, особое внимание уделяется диверсификации, как самой структуры энергоносителей, так и направлений поставок и импорта последних, провозглашаются нейтралитет в отношении атомной энергетики и необходимость активного использования возобновляемой энергии. Планом действий ЕС в сфере энергетики (март 2007 г.) предлагается формула 20-20-20, которая предполагает увеличение в энергобалансе использования возобновляемой энергии, снижение объема парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу, и повышение энергосбережения и энергоэффективности, причем последнее вряд ли является реалистичным, но что касается возобновляемой энергии, то план, вероятно, будет перевыполнен и достигнет 30% отметки к указанному сроку. В результате повышается роль природного газа в мировой экономике, это, по мнению МЭА, может означать наступление «золотого века газа». Именно здесь и находится один из основных импульсов развития экономики России. При этом России следует учитывать планы стран ЕС по переходу на СПГ, что порождает потребность в емкостях для хранения и транспортировки СПГ, а не в трубопроводах. Пока же у нас нет ни метановозов, ни нужного для удовлетворения потребностей ЕС количества линий производства СПГ. Так что энергетическое партнерство России и ЕС оказалось на перепутье. Для того чтобы подтвердить статус-кво на мировых энергетических рынках России следует приобрести контроль над технологиями постиндустриального толка, адекватными сложившейся структуре энергопотребления в пределах существующего (до 2020 г.) горизонта планирования; контроль над такими критическими макротехнологиями в сфере энергетики составляет основу последовательной и системной модернизации экономики России. Литература: 1. Волков А.К. Реформирование рынка природного газа ЕС: Директива 2009/73/ЕС «Об общих принципах внутреннего рынка природного газа и об отмене Директивы 2003/55/ЕС»/А.К.Волков/Право.- М.:НИУ ВШЭ, 2012-№-1.-С.91 2. Газовый рынок и геополитика//Международные дела.- 2012.- 9 мая 3. Индукаев Ю.В. К п роблем е эндогенного прои схож д ени я н еф ти и газа/ Ю.В. Индукаев //Вестник Томского государственного универси тета-2008 -№ -306 .-С .168 -176 4. Корзун В.А. Конфликтное использование морских и прибрежных зон России в XXI веке/В.А. Корзун.-М.:Экономика,2004.- 558 с. 5. Нефть уперлась в потолок//Газета.т.- 2013.- 7 сентября, http://www.gazeta.ru 6. Directive 2009/73/ЕС of the European Parliament and of the Council o f 13 July 2009 Concerning Common Rules for the Internal Market in Natural Gas and Repealing Directive 2003/55/EC//0fficial Journal.2009.L211.P.94-156 НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Кузнецова О.Б., к.э.н., доцент кафедры информационных систем и прикладной математики Колбеев В.В., студент 2 курса направления «Прикладная информатика» 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz