Север и рынок. 2014, N 3.

Становление системы формирования кластера базовых инноваций в основных видах деятельности экономики России, а также успешной с позиций экономической конъюнктуры реализации этих инноваций является серьезной проблемой в России: разрабатываемые в нашей стране порой уникальные инновации, как правило, с трудом получают промышленное воплощение, инновационные образцы существуют в единичных экземплярах. Коммерческое применение инноваций подразумевает соответствующее развитие производства и инфраструктуры внедрения; поэтому проведение новой индустриализации (реиндустриализации) является сегодня как никогда актуальным. За прошедшие двадцать лет Россия постепенно утрачивает свои позиции в сфере обновления национального ресурсного и транспортного потенциала, в частности при развитии систем транспортировки углеводородов. Классический пример - строительство в 70-х годах XX века на базе Оренбургского газоконденсатного месторождения газопровода «Союз» (совместно с Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей и Чехословакией). Это был мощный, прежде всего, геополитический прорыв на европейский газовый рынок, последствия этого прорыва имели также геоэкономический характер: взаимодействие СССР и стран Западной Европы объективно работало на снижение международной напряженности и смягчение внешнеполитического климата. Кроме того, следует подчеркнуть огромное значение систем газоснабжения для обеспечения жизнедеятельности населения, сбои в работе этих систем становятся основой формирования социального негатива в обществе не только в России, но и за рубежом,- в современных условиях при практически 100% газификации ведущих стран ЕС обеспеченность природным газом становится важнейшим критерием национальной безопасности. Следовательно, базой модернизации становится создание инфраструктуры внедрения и промышленной реализации инноваций, главным образом, в экспортно-ориентированных отраслях хозяйства. Учитывая растущее значение сжиженного (СПГ) и компримированного природного газа, речь идет о приобретении контроля над технологиями производства и доставки именно в этой сфере, а это - предполагая общую сырьевую направленность экономики России в пределах существующего горизонта планирования и развивающуюся либерализацию газового рынка ЕС - носит фундаментальный стратегический характер, поскольку импорт природного газа в страны ЕС составляет порядка 60% от потребления, причем 85% импортируемого газа поставляется «большой тройкой» - Россией (ОАО «Газпром»), Норвегией (Statoil) и Алжиром (Sonatrach). 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz