Север и рынок. 2014, N 3.

сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций» [2]. В Стратегии определены основы государственной энергетической политики, ее принципы, этапы реализации, главные стратегические ориентиры - энергетическая безопасность, энергетическая эффективность экономики, бюджетная эффективность энергетики, экологическая безопасность функционирования энергетического сектора. К числу основных составляющих государственной энергетической политики отнесены: недропользование и управление государственным фондом недр, развитие внутренних энергетических рынков, формирование рационального топливно­ энергетического баланса, региональная энергетическая политика, инновационная и научно­ техническая политика в энергетике, социальная политика в энергетике, внешняя энергетическая политика. В Стратегии отмечены современные тенденции в сфере региональной энергетической политики, а именно формирование новой географии энергодефицитных и энергоизбыточных регионов, а также смещение центров добычи, переработки и экспорта топливно-энергетических ресурсов на север и восток страны. В качестве стратегической цели региональной энергетической политики указано «создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов» [2]. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: - совершенствование взаимодействия на основе законодательного разграничения полномочий в сфере регулирования энергетического сектора между органами исполнительной власти разных уровней управления; - государственная поддержка развития меж- и внутрирегиональной энергетической инфраструктуры; - реализация крупных региональных стратегических инициатив государства и бизнеса (энергетическое освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, полуострова Ямал, Арктики); - стимулирование комплексного развития региональной энергетики [2]. Отдельный раздел Стратегии посвящен региональным и межотраслевым аспектам развития ТЭК. В нем определены особенности развития энергетики в разрезе федеральных округов. Однако, каждому субъекту Федерации целесообразно разрабатывать собственную энергетическую политику. Факторы дифференциации энергетической политики, приведенные в [3], включают: - природно-сырьевые особенности региона (обеспеченность ресурсами котельно­ печного топлива, потенциал возобновляемых источников энергии, климатические особенности); - структура производительных сил (энергоемкость продукции, уровень электрификации территории, структура топливно-энергетического баланса, удельный вес промышленности в электропотреблении); - система энергоснабжения (структура генерирующих мощностей, топливный баланс энергогенерирующих установок, резервы мощностей в генерации и транспорте энергоносителей); - энергопотребляющий комплекс (обеспеченность населения электроэнергией, теплом и природным газом, резервы энергосбережения и повышения энергоэффективности в экономике региона, резервы повышения уровня электрификации и газификации, соотношение цен на взаимозаменяемые энергоносители). Имеется различие между энергетической политикой на федеральном и региональном уровне. При формировании энергетической политики на федеральном уровне основное внимание уделяется тенденциям и прогнозным оценкам развития ТЭК в русле социально-экономического развития России, стратегическим ориентирам развития, вопросам развития технологической и рыночной инфраструктуры энергетики, прогнозному топливно-энергетическому балансу страны. Эти аспекты отражены в Стратегии. Энергетическая политика региона (субъекта Федерации) должна разрабатываться в русле общероссийских и глобальных тенденций, опираться на Энергетическую стратегию России. В то же время, на региональном уровне задачи энергетической политики должны быть более 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz