Север и рынок. 2014, N 3.

«Ускорение развитие Российской Федерации за счет масштабного вовлечения в хозяйственный оборот природных возможностей Арктической зоны России». Приведенный перечень районов АЗР предлагаемый Госпрограммой по Арктике, существенно отличается от перечня в Основах и Стратегии развития Арктической зоны РФ, несмотря на то, что подготовлен также разработчиком - Минрегионразвитием России. В марте 2013 года в правительстве РФ было принято решение, что основные характеристики социально - экономического развития могут быть рассчитаны только после выделения Арктической зоны в качестве самостоятельного объекта государственного статистического наблюдения, для чего необходим соответствующий федеральный закон. 4. Проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», разработанный Минрегионом России, предусматривает, что финансирование мероприятий по реализации государственной инвестиционной политики в Арктической зоне осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет средств бюджета субъектов РФ. Предлагается устанавливать повышенные нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год дифференцированно по каждому субъекту РФ, территория которого полностью или частично входит в Арктическую зону. Все налоги и сборы за право пользования природными ресурсами в Арктической зоне в полном объеме предлагается зачислять в бюджеты соответствующих субъектов РФ и направлять на целевое финансирование работ по защите и воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей среды в арктической зоне. В статье 2 проекта Закона Арктическую зону России предлагается расширить почти в два раза по сравнению с первоначальным базовым документом («Основы госполитики РФ в А р к ти к е .» ) за счет включения дополнительно шести улусов в Республике Саха (Якутия), 3-х муниципалитетов в Республике Корелия; 3-х муниципалитетов и 3-х горобразований в Архангельской области, которые не являются полярными и, тем более, арктическими. При этом исключено полярное горобразование - г. Воркута республики Коми. Подготовленный Минрегионом России, законопроект в 2013 г. После его обсуждения в правительстве Российской Федерации было принято решение о нецелесообразности внесения законопроекта в Государственную Думу в связи с тем, что его принятие не обусловлено настоятельной необходимостью и регулируемые им отношения или уже урегулированы или могут быть урегулированы отраслевым законодательством [4]. Таким образом, остается не решенным важнейший вопрос, без чего эффективность деятельности по развитию Арктической зоны, включая принятие мер государственной поддержки в этой сфере, остается под вопросом. Основным недостатком рассмотренного выделения и состава Арктической зоны РФ, является отсутствие строгого обоснования отнесения территорий к Арктике, а сами предлагаемые критерии недостаточно полно характеризуют природные и хозяйственные особенности рассматриваемого региона. Представляется, что решение проблемы выделение АЗР лежит в разработке комплексного (интегрального) подхода, учитывающего как природные, так и экономические, транспортные особенности региона, а также дискомфортность условий жизнедеятельности населения на данной территории. Комплексное выделение и обоснование южной границы Арктической зоны России необходимо осуществлять путем рассмотрения и оценки порайонных различий всей цепочки территорий в нее входящих в направлении с запада на восток, начиная с Мурманской области до Чукотки, помня, что Арктика по природному районированию - это, прежде всего, полярный океан с находящимися на его акватории островами, с шельфовой зоной и небольшой приморской полосой материковой суши [5]. Литература 1. Утверждены Президентом Российской Федерации от 18.09.2008 г. № Пр-1969. 2. Утверждена Президентом РФ 8.02.2013 г. 3. Проект госпрограммы был подготовлен Минрегионом России в соответствии с поручениями Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 1 марта 2013 г. и заместителя Председателя Правительства Д.Н. Козака от 26 марта 2013 года. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz