Север и рынок. 2014, N 3.

интересах настоящего и будущего поколений. То есть, под сообществом мы можем понимать и муниципальное образование, и город, и область. В свете новой стратегии Президента и Правительства России, направленной на построение социально-ориентированного общества, государство и бизнес в своей деятельности особенное внимание должны уделять вопросам социальной политики и взаимодействия между институтами общества. Одной из важных основ для этого являются органы управления. Повышение эффективности и качества государственного управления является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития России. К сожалению, надо отметить целый ряд недостатков в управлении качеством государственных услуг. Главный из них - отсутствие учета интересов главного потребителя - гражданина. Необходимо создание современной системы государственного управления. В настоящее время в нашей стране создан национальный ТК 115 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований», являющийся «зеркальным» по отношению к ТК 268. То есть, его задачи являются аналогичными. В состав ТК 115 входят два подкомитета (ПК1 и ПК2) в соответствии с основными направлениями работы: - разработка методологии системного подхода к управлению качеством в административно-территориальных образованиях (АТО); - разработка показателей эффективности и методов оценки деятельности. В рамках ТК ведутся работы по созданию национальных стандартов, уточнению терминологии и формированию единого понятийного аппарата, разработке системы показателей эффективности работы органов управления, разработке методик внедрения механизмов управления качеством в них. Например, создан и введен в действие с 01 января 2013 года новый национальный стандарт ГОСТ Р 54610-2011 «Услуги населению. Классификация и основные требования к услугам, предоставляемым на муниципальном уровне». Стандарт охватывает услуги, предоставляемые населению органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Стандарт предназначен как для органов местного самоуправления, так и для органов исполнительной власти этих городов. Эти документы должны обеспечить основу для создания методик оценки и сравнения работы административно-территориальных образований. Сегодня существует много методик сравнения регионов, составления рейтингов. Информация, полученная таким образом, используется, например, при определении инновационной привлекательности региона. Также сегодня действует система оценки органов исполнительной власти и местного самоуправления. Она дает возможность представить объективную картину социально-экономического развития территорий. Хотя и не совсем полную. Например, сравнительный анализ показал, что оценка деятельности органов местного самоуправления не охватывает такой принцип устойчивого развития, как экология. Кроме того, при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов не предусмотрена оценка населением ряда таких составляющих, как здравоохранение, образование, экология и т.д. Кроме того, к настоящему времени еще не разработаны стандарты, регламентирующие качество государственных и муниципальных услуг. Методики и системы не дают возможность его оценить. Развитие региона оценивается не полностью, например, не определяется степень устойчивости развития. Работа ТК как раз и должна привести к инновациям в управление. Создаваемые стандарты и методики позволят более полно оценить развитие АТО, поскольку будет оцениваться не только социально-экономическое развитие, но и эффективность управления. А значит, и стабильность региона. Более полная информация позволит инвесторам принимать более правильные и 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz