Север и рынок. 2014, N 3.

данной сферы деятельности. Формулировка восьмого принципа изменена на «Взаимовыгодные отношения с заинтересованными сторонами». Остальные 4 принципа - «Оперативность», «Самоанализ и саморазвитие», «Прозрачность деятельности», «Этичность поведения» - являются новыми. В проекте указывается, что система менеджмента качества - средство, с помощью которого органы государственной исполнительной власти могут планировать и осуществлять свои действия, направленные на удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также на обеспечение постоянного высокого качества предоставляемых ими услуг. Она представляет собой комплекс планов, процессов, процедур и ресурсов, необходимых для достижения целей в области качества и направленных на обеспечение постоянного улучшения предоставляемых услуг. Понимание необходимости развития стандартизации как важнейшего фактора повышения эффективности управления регионами существует на международном уровне. По результатам проведения 36-й Генеральной Ассамблеи Международной организации по стандартизации, которая состоялась в сентябре 2013 года, были сделаны выводы, что общество нуждается в создании стандартов, которые помогут: ■ учесть сбалансированные запросы и ожидания всех заинтересованных сторон в направлении улучшения качества жизни; ■ установить системы прозрачных показателей качества жизни в различных странах и регионах, а также глобальных мировых показателей; ■ применять эффективные инструменты качества жизни: систем менеджмента качества, "умных" (smart) технологий и т.д.; ■ определить требования к взаимодействию между обществом и властью с целью эффективного устойчивого развития различных сообществ: стран, городов, поселений; ■ отслеживать изменения показателей качества жизни в различных регионах мира. В связи с данными требованиями, можно выделить такие первоочередные задачи стандартизации: ■ стандартизация терминологии в области качества жизни; ■ стандартизация основных общепринятых характеристик качества жизни, например, как определить уровень бедности, прожиточный минимум; ■ стандартизация требований к системам менеджмента качества сообществ, системам экологического менеджмента сообществ и др.; ■ стандартизация требований к органам власти и самоуправления; ■ разработка и применение стандартов, устанавливающих единые требования к группам показателей качества жизни: экология, преступность, отдых, здравоохранение, обучение и др.; ■ стандартизация показателей качества жизни и методик их подсчета; ■ стандартизация мониторинга и отчетности по качеству жизни. Специалистами ИСО также были определены цели системы управления для устойчивого развития и устойчивости сообществ (административно-территориальных образований): • управление устойчивым развитием и устойчивостью сообществ, их структурными подразделениями и различными элементами, с учетом, в то же время, специфики территорий, к которой они принадлежат; • увеличение вклада сообществ в устойчивое развитие и устойчивость; • оценка деятельности сообществ в области устойчивого развития и уровень их устойчивости. Необходимо отметить, что в начале 2012 года уже был создан новый технический комитет ИСО/ТК 268 «Устойчивое развитие в сообществах». Главными задачами ТК являются выработка критериев оценки деятельности органов управления сообществ и создание систем управления сообществами. Под сообществом понимается административно-территориальное образование, целью которого является обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz