Север и рынок. 2014, N 3.

Следует отметить, что основы качества должны быть установлены правовыми и нормативными документами, в том числе и стандартами. Ведь производство, образование, услуги не могут развиваться без развития законодательных и правовых норм. То есть, без развития стандартизации. При этом следует особо подчеркнуть, что до недавнего времени под стандартизацией во многих случаях подразумевалось установление требований к показателям чего- либо. Однако сегодня необходимо устанавливать и требования к процессам, в том числе к процессам управления. Об экономической эффективности стандартизации говорят данные отечественных и зарубежных исследований. По оценке зарубежных специалистов, стандартизация и деятельность по оценке соответствия оказывают непосредственное влияние примерно на 80% мировой торговли. Работы, проведенные в Германии, Великобритании, Канаде, Австралии, Франции показали, что стандартизация почти на треть обеспечивает рост ВВП и рост производительности труда. Российские исследования показывают, что использование методов стандартизации является одним из главных факторов, влияющих на экономические показатели. Также высоко оценивается эффективность стандартизации систем менеджмента. Результаты опроса, проведенного ИСО, показали, что такого мнения придерживаются более 80% опрошенных. Наши исследования показали, что более 70% респондентов отмечают положительный эффект от использования стандартов на системы менеджмента. Сегодня самыми распространенными стандартами на системы менеджмента являются стандарты ИСО серии 9000. Как уже было отмечено, они внедряются не только на предприятиях, но и в органах муниципальной и государственной власти. Лидерами по этому направлению являются Италия, США, Китай, Япония, Испания, Польша, Швейцария, Португалия, Мексика. В настоящее время и в России осознается необходимость внедрения стандартов на системы менеджмента в органах государственной власти. Например, стандарт ИСО 9001 внедрен как в центральном аппарате Федеральной Антимонопольной службы, и в ее территориальных органах (в 2012 г. в 5 территориальных органах, в 2013 - в 6). Стандарт активно используется в администрации г. Шахты, правительстве и муниципальных образованиях Чувашской республики, Правительстве и органах исполнительной власти Калининградской области и т.д. Однако темпы внедрения систем менеджмента качества в органы государственной власти невысоки. Это может быть объяснимо тем, что стандарт ИСО 9001 изначально был ориентирован на организацию, ведущую коммерческую деятельность, и он не в полной мере отражает специфику государственной и муниципальной службы. К такой специфике можно отнести, например то, что органы государственной и муниципальной власти: - не выбирают миссию; - не выбирают потребителя. У них отсутствует: - конкуренция; - отраслевая специфика. К настоящему моменту уже разработан проект первой редакции национального стандарта РФ «Системы менеджмента качества - Руководящие указания по применению ИСО 9001:2008 в органах государственной исполнительной власти». В проекте конкретизировано применение процессного и системного подхода для управления качеством государственных услуг, уточнен терминологический аппарат. По сравнению с международным стандартом ИСО 9001:2008 национальный стандарт обладает рядом особенностей. Так, во Введение включен дополнительный пункт, в котором сформулированы 12 основных принципов системы менеджмента качества (СМК) в органах государственной исполнительной власти. Формулировка семи из них взята из международных стандартов ИСО 9000:2005 и ИСО 9004:2009, но содержание раскрыто с учетом особенностей 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz