Север и рынок. 2014, N 3.

научного центра РАН, 2009. - С. 149-150. 5. Николаева А.Б., Леус С.М. Перспективы развития особых экономических зон / А.Б. Николаева, С.М. Леус // Вестник МГТУ, том 13, №1, 2010г. - С. 41-46. 6. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. - М., 2012. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ Окрепилов В.В., д.э.н., проф., академик РАН, ген. директор ФБУ «Тест-С.-Петербург», г. Санкт-Петербург Социально-экономическое развитие нашей страны в настоящее время переходит на новый этап, характеризующийся возросшим интересом к осмыслению понятия «устойчивое развитие» как фундаментального явления, определяющего всю жизнедеятельность человека. Тому есть несколько причин. В первую очередь это глобализация. В современной экономике происходит расширение кооперационных связей предприятий. За счет развития телекоммуникаций резко сокращается так называемое экономическое расстояние между странами. Происходит все большее открытие государственных границ. Сегодня регионы страны все чаще выступают как отдельные экономические субъекты, взаимодействуя между собой, а порой и конкурируя. Например, в вопросах привлечения инвестиций. Степень устойчивости развития региона становится важным критерием при принятии потенциальным инвестором решения о вложении средств. Как известно, северные территории обладают рядом специфических условий. Среди них можно назвать слабое хозяйственное освоение территорий, недостаточное развитие современных щадящих технологий, высокая себестоимость продукции, низкая конкуренция во многих секторах, нерациональное распределение предприятий по размерам, малочисленность и раздробленность населения, неблагоприятные климатические условия и ухудшающуюся экологическую обстановку. Поэтому инвестиции в развитие промышленности могут вызвать ухудшение экологической обстановки. Нам необходима новая организация пространства и новые методы управления развитием территорий. В России назрела необходимость применить теорию и практику пространственного развития, которые уже доказали свою эффективность во многих странах мира. Пространственное развитие рассматривает регион с системных позиций, как единый комплекс, обладающий определенными промышленным, образовательным, научным потенциалом, различными ресурсами. Это позволяет выявить закономерности развития, связи между находящимися в нем объектами, возможные последствия принятия решений и т.д. Кроме того, политика пространственного развития направлена на повышение качества территорий, что не может не способствовать повышению качества жизни, то есть решению одной из важнейших задач нашего времени. Как отмечал В.В. Путин на расширенном заседании Правительства РФ 31 января 2013г., «Возврат к докризисной модели развития, докризисной модели роста невозможен... мы все это понимаем и часто об этом говорим, но постоянно туда, в прежние критерии, сваливаемся... Развиваться можно только за счёт качества. И потому инвестиции в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда, в обновление производства становится главнейшим источником экономического роста страны». Иными словами, нам необходимо перейти на управление развитием территорий с позиций качества. Это поможет избежать неверных решений местных властей при выборе направлений развития региона, его роли в общем экономическом развитии. Подобно тому, как высокое качество продукции или услуги обеспечивает стабильную работу предприятия, так и высокое качество жизни 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz