Север и рынок. 2014, N 3.
ресурсами; транспортное значение как маршрута между северо-западными и дальневосточными регионами РФ, европейскими и азиатскими портами. Север страны стал практически единственным постоянно открытым выходом РФ в Мировой океан через имеющиеся и строящиеся арктические порты, способные принимать крупнотоннажные (водоизмещением свыше 100 тыс. т) суда. В последние годы все больше повышается региональная и общероссийская значимость порта Мурманск как транспортного выхода на морские трассы Атлантики и СМП. Это связано в последние годы с устойчивым ростом экономики России и внешнеторгового оборота, 60% которого обеспечивается морским транспортом. Дополнительные возможности для дальнейшего роста могут быть связаны с созданием и развитием Мурманского транспортного узла (МТУ), через который можно будет обеспечить в больших объемах перевалку массовых сырьевых грузов, а также транзитных грузов в контейнерах [4,5]. Стратегия развития морских портов РФ до 2030 г [6] предусматривает наращивание портовых мощностей до 1,6 млрд т, полный перенос российских внешнеторговых грузов в отечественные порты, активизацию транзитной деятельности. Основными экспортерами российских углеводородов, минеральных удобрений и другой продукции МСК к 2030 г. станут порты Северо-Западного региона РФ. Для реализации масштабных планов, кроме строительства и реконструкции арктических портов, планируется провести реконструкцию порта Высоцк, железнодорожных подходов к нему и к порту Приморск, строительство терминалов для дальнейшего развития порта Усть-Луга и создание терминалов для наливных, сухих и контейнерных грузов в Большом порту Санкт-Петербург и его аванпортах. Эта политика вполне отвечает интересам российских компаний МСК. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. [6] включает целевые ориентиры: увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры; обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта; создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов; совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства. Основная проблема заключается в развитии и обновлении инфраструктуры российских портов и железных дорог в целом. Очень слабо развиты терминалы по перевалке, крайне мало складов в портах. Железнодорожная инфраструктура в припортовых станциях перегружена. В результате, возникают сезонные пробки, кроме того, требуется специализированный подвижной состав. Дальнейшее наращивание перевалки экспортных грузов в российских портах потребует более значительных вложений и масштабных усилий. Использование институциональной среды может быть эффективным только в условиях активных действий компаний МСК. Для создания благоприятных возможностей и повышения эффективности освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктики должны быть согласованы интересы различных сторон (стейкхолдеров). Как показывает опыт, при управлении пространственным развитием территорий не удавалось достичь согласованности действий всех заинтересованных сторон - структур Минприроды, Минэнерго, Минтранса, инвесторов, администраций субъектов Федерации [3]. Необходимы создание благоприятной инвестиционной среды для воспроизводства ресурсной базы (в т.ч. целесообразной лицензионной политики); разработка организационно экономического механизма реализации государственных стратегий и программ; развитие обеспечивающей транспортной инфраструктуры СМП, включая строительство танкеров, ледоколов и судов обеспечения, портовых комплексов и т.п. Литература 1. Пономаренко Т.В. Методология стратегической оценки конкурентоспособности горных компаний. С-Пб: Изд-во Политехнического университета, 2011. - 225 с. 2. Sergeev I., Ponomarenko T. Methodological Aspects of Resource-based Approach in the Strategic Management // Management theory and studies for rural business and infrastructure development. Research papers. Kaunas, 2011, № 4 (28). P.118-126. 3. Григорьев М. Северный Морской Путь: роль в освоении арктических углеводородных ресурсов и обеспечении энергетической безопасности страны // «НефтьГазПромышленность» № 4 (16), 2005г. - С. 4-8. 4. Национальные экономические интересы и тенденции развития морских перевозок углеводородных ресурсов /Под ред. Козьменко С.Ю., Селина В.С. - Апатиты: Изд. Кольского 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz