Север и рынок. 2014, N 3.

строить специализированные терминалы в имеющихся и новых российских портах. Например, в настоящее время через порты стран Балтии идет 30% морских перевозок российских удобрений за рубеж, Украины - 15%, РФ - порядка 55%. С точки зрения комплексной логистики для российского производителя отечественный порт более эффективен, чем прибалтийский или украинский: вагоны не простаивают на границе, затраты и расчеты - в рублях, стоимость перевалки ниже. К этому еще добавлялось снижение железнодорожного тарифа на транспортировку до порта. Крупные российские производители уже располагают значительными активами в портах Балтики, Черного и Азовского морей, в арктической зоне, но продолжают их консолидировать, открывают новые терминалы в России и за рубежом. Мурманская область является регионом, непосредственно входящим в арктическую зону РФ (АЗРФ). Развитие здесь морских портов и их инфраструктуры является важным условием при освоении минеральных и биологических ресурсов АЗРФ и развития коммерческого судоходства по Северному морскому пути (СМП). К тому же для обеспечения внешнеторговой экономической деятельности России необходим глубоководный незамерзающий порт, а единственным в европейской части России, удовлетворяющий всем условиям, является морской порт Мурманск. Морской транспортный комплекс в АЗРФ играет важнейшую экономическую роль в обеспечении жизнедеятельности населения и функционирования хозяйственных комплексов арктических районов. Морской флот является практически единственным видом транспорта, способным осуществлять массовые перевозки грузов между континентами, а доходы от судоходства играют значительную роль в валютных балансах многих государств. Развитие новых транспортных схем углеводородов обусловлено не столько отсутствием достаточных экспортных мощностей системы магистральных нефтепроводов, сколько стремлением нефтяных компаний увеличить рентабельность проектов за счет 100% экспорта добываемой нефти5. С СМП связано планируемое освоение газовых месторождений - Штокмановского, на котором сосредоточено 85% доказанных запасов газа шельфа Баренцева моря и месторождений полуострова Ямал. Если вывоз конденсата может быть осуществлен традиционным танкерным методом, то для вывоза газа по СМП потребуется создание мощностей по сжижению и строительство (аренда) газовозов [3]. Реализация проектов освоения углеводородов арктических морей требует значительной координации действий, осуществляемой не в рамках отдельных проектов разработки месторождений, а комплексной - развития единого территориального топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на шельфе и побережье Печорского, Баренцева и Карского морей, связанного единой инфраструктурой и системой жизнеобеспечения, главную роль в которой играет СМП. Важным преимуществом является то, что практически все основные портопункты северо­ западной Арктики открыты для неограниченного захода судов под иностранным флагом. Освоение минеральных ресурсов с использованием СМП обеспечивает решение нескольких важных для РФ задач: - обеспечение экономической безопасности за счет увеличения поступлений от экспорта сырья и продуктов его переработки; - обеспечение транспортной независимости за счет прямой поставки продукции на внешний рынок (на традиционных трассах экспорта имеются существенные ограничения по пропускной способности трубопроводной системы и портовых терминалов, по водоизмещению танкеров в проливах и т.п.); - диверсификация направлений экспорта (запад и восток); - обеспечение энергетической безопасности удаленных северных регионов за счет строительства местных нефтеперерабатывающих производств и газоснабжения. СМП обеспечивает не только развитие МСК в АЗРФ, но реализует динамично развивающиеся проекты создания нового экспортного направления сырьевой продукции из внутренних (материковых) районов РФ через арктические порты с поставкой по железной дороге и судоходным рекам. При этом особо важную роль играют стратегические факторы, связанные с геополитическим и транснациональным значениями морского судоходства и морских коммуникаций: контроль над морскими акваториями, потенциально богатыми природными 5 Экспорт по магистральным нефтепроводам квотируется, компании не могут экспортировать более 30% добытой нефти и обязаны реализовывать 70% на внутреннем рынке по более низким ценам [3]. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz