Север и рынок. 2014, N 3.
неравномерным развитием и низким уровнем транспортной освоенности, особенно в восточных регионах, которые не имеют полноценных связей с транспортными магистралями страны и внутрирайонных коммуникаций. Стратегическое развитие и эффективное управление компанией МСК строятся на поиске, реализации и формировании конкурентных преимуществ в условиях трансформации внешней и внутренней среды. Для постановки и реализации стратегических целей должна быть проведена оценка имеющихся ресурсов и возможностей и определены способы достижения целей. При стратегической оценке конкурентоспособности компании должны учитываться все виды ресурсов, имеющиеся и планируемые к использованию в перспективе, которые обеспечат рост эффективности деятельности, а также возможное формирование конкурентных преимуществ за счет реализации управленческих решений. Немаловажной стороной этой проблемы является определение периода, в течение которого компания обладает устойчивыми конкурентными преимуществами, отличающими ее от других компаний и обеспечивающими получение доходов, превышающих средние в отрасли. Теоретической основой исследования является комплексное применение теории конкуренции, ресурсной теории и институциональной теории. Методы исследования: логический, системный подход, методы стратегического, технико-экономического и институционального анализа. Построена модель стратегической оценки конкурентоспособности минерально-сырьевой компании [1], которая позволяет управлять тремя компонентами (ценность активов, эффективность использования ресурсов, конкурентное поведение). Ресурсная ценность (РЦ) характеризует ценность накопленных активов с учетом опционных характеристик. Динамическая конкурентоспособность (ДК) отражает эффективность деятельности во внешней динамичной среде. Конкурентный статус (КС) связан с конкурентным поведением компании. Ресурсная ценность зависит от объема и качества доступных ресурсов (минерально-сырьевая база, материальные, финансовые), интеллектуального капитала, инновационных и инвестиционных ресурсов, информации, структуры капитала и прочих ресурсных факторов. В основе определения ценности лежит методология ресурсного подхода. Динамическая конкурентоспособность зависит, как от внутренних возможностей компании эффективно использовать имеющиеся ресурсы, так и от влияния внешних условий и реакции менеджмента на них, определяется качеством управления. Стратегический конкурентный статус компании отражает ее состояние в конкурентной среде, а также конкурентное поведение. Для сырьевых рынков характерны нестабильность, сезонность, неэластичность спроса; влияние спотовых и фьючерсных продаж; индивидуальное определение условий по конкретным сделкам; высокая степень конкуренции и риска. Данные особенности можно проследить на примере глобальных рынков углеводородов и минеральных удобрений. На них выявлены следующие закономерности: стратегический характер рынков; рост населения, доходов и спроса, экспортная направленность отраслей в большинстве стран мира, включая Россию; повышение уровня концентрации; высокие барьеры для входа на рынок в связи с высокой капиталоемкостью производства; интеграция производственных мощностей с дистрибьюторскими и транспортными сетями; ввод новейших производственных мощностей в регионах с низкими издержками добычи. Факторы производства для компаний МСК включают: минерально-сырьевые и нематериальные активы; человеческий капитал; объекты логистической инфраструктуры; финансовые; информационные ресурсы. Ресурсная концепция [2] предполагает, что стратегия компании способствует одновременно определению потребности и динамическому развитию ресурсов. Неравномерность размещения месторождений и потребителей определяет необходимость транспортировки значительных объемов углеводородов, удобрений и компонентов для их производства на большие расстояния. Крупнотоннажные грузы перемещаются морским и железнодорожным транспортом. Совокупные объемы экспортных отгрузок возрастают. Важность своевременной, качественной и эффективной транспортировки, существенная транспортная составляющая в полной себестоимости продукции, конкуренция на глобальном рынке определяют значительные размеры инвестиций минерально-сырьевых компаний в логистические активы. Низкий уровень развития портов и портовой инфраструктуры в России вынудил компании МСК с начала 1990-х до середины 2000-х гг. осуществлять транспортировку через европейские порты, а затем - самостоятельно или на паритетных с государством началах 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz