Север и рынок. 2014, N 3.
В контексте обоснования диверсификации монопрофильных экономик особого внимания заслуживает инновационный потенциал диверсификации, который, к сожалению практически не учитывался при разработке КИПов. Финансовая поддержка моногородов сама по себе не в состоянии обеспечить их инновационного развития, но в сочетании с кластерным подходом способствует формированию комплексного механизма реструктуризации монопрофильных арктических экономик в целом. Диверсификационные механизмы, основанные на инновационно кластерном подходе, базируются на конкурентных геополитических, транспортно-логистических, технологических и природно-ресурсных преимуществах арктической зоны. Для диверсификации экономики Арктической зоны предлагается создание территориальных инновационных центров. Идею формирования территориальных инновационных центров российское правительство реализует в виде поддержки развития кластеров. Основная идея отбора кластеров состоит в том, чтобы сфокусировать меры их поддержки. Предложения по мерам государственной поддержки пилотных программ развития кластеров было представлено Минэкономразвития в конце 2012 года. С макрорегиональных позиций социально-экономические преимущества, которые может дать кластеризация и новые технологические платформы, будут содействовать ускоренному формированию конкурентоспособного геоэкономического арктического пространства, способного за счет внутренних ресурсов парировать риски внешней среды. В перспективе одним из направлений диверсификации может стать использование туристического потенциала арктической зоны. Туристическая отрасль, несмотря на сравнительно большой период окупаемости капвложений, требуют меньших затрат на организацию по сравнению с тем же инновационно-промышленный комплексом. С точки зрения наличия рекреационных предпосылок для развития туризма наиболее предпочтительным арктическим регионом в настоящее время представляется Мурманская область. Туристический потенциал Мурманской области может существенно дополнять турпродукты северной Финляндии, Швеции, Норвегии при условии развития трансграничного сотрудничества и формирования Баренцева макрорегиона. В настоящее время существующие и перспективные рекреационные ресурсы и турпродукты Мурманской области находятся в разной степени проработки и готовности к продажам. Однако потенциальный спрос на них позволяет рассматривать арктический туризм вкупе с трансграничными возможностями в качестве одного из механизмов реструктуризации монопрофильных экономик арктической зоны. ТРАНСПОРТНО -ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МИНЕРАЛЬНО -СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ Л аричкин Ф.Д., д.э.н., проф., директор, Пономаренко Т.В., д.э.н., доц., вед.н.с., Фадеев А.М., к.э.н., с.н.с. Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты Освоение минеральных ресурсов в суровых арктических условиях и транспортировка больших объемов сырья и продуктов его переработки к местам потребления является технически сложной и весьма затратной. Конкурентоспособность арктического сырья на мировых рынках может быть обеспечена за счет применения современных инновационных технологий его добычи, переработки и транспортировки. Особое значение при этом имеет транспортно-логистический фактор, поскольку обширная территория российской Арктики характеризуется крайне Северная Остроботния и Каинуу, и регионы России: Мурманская область, Архангельская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ и Республика Карелия. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz