Север и рынок. 2014, N 3.
В целом, проблема обеспечения устойчивого развития моногородов АЗРФ носит двусторонний характер: - продолжение экономического курса на использование арктического экспортно-сырьевого потенциала и конкурентных преимуществ моногородов АЗРФ; - смена экономического курса на диверсификацию монопрофильных экономик, представленных традиционными отраслями региональной специализации. В целях диверсификации экономики, по инициативе Министерства регионального развития, в 2010 и 2011 гг. 49 моногородам России, для создания объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры, предусмотренных комплексными инвестиционными планами модернизации (КИП), Правительством РФ оказана государственная поддержка в сумме 17,165 млрд. рублей, в том числе 4-м моногородам Арктической зоны СЗФО (Ковдор, Ревда, Северодвинск и Ноябрьск) -1,983 млрд. руб. Реализация КИПов осуществляется в рамках частно государственного партнерства, где на каждый рубль предоставленных средств федерального бюджета в среднем приходится порядка 25 рублей частных инвестиций. С учетом, того, что более 40% населения Арктической зоны РФ2 - а это один миллион человек, проживает в моногородах, предоставленных средств явно недостаточно, чтобы комплексно решать социально-экономические проблемы системного характера. Финансовое обеспечение реализации КИПов моногородов ориентировано на решение текущих экономических проблем и снятие социальной напряженности, т.е. на устранение последствий монопрофильности. Однако при отсутствии комплексного подхода к решению проблем системного характера, данный механизм не устраняет зависимости моногородов от внешних рисков. В ходе экономических реформ большинство моногородов России оказались в кризисной ситуации из-за резкого спада производства градообразующих предприятий. В отличие от общей тенденции нарастания кризисной ситуации в моногородах России, большинство моногородов АЗРФ, в которых градообразующие предприятия относятся к сырьевому сектору экономики и принадлежат крупным бизнес-группам, входящим в вертикально-интегрированные структуры, в ходе реформы переориентировались на мировой рынок и в настоящее время в новых рыночных условиях сохраняют жизнеспособность. Несмотря на то, что эти моногорода сегодня обладают достаточным потенциалом развития, в перспективе рассматриваться как «точки роста» могут только при определенных условиях, поскольку глобализация конкуренции, изменение конъюнктуры отечественного и мирового рынков, исчерпание ресурсной базы могут привести к кризисной ситуации по причине монофункциональности города. Сохранение существующих тенденций развития - инерция выбранного пути (path dependence) - создает потенциальные риски выживания и развития моногорода уже сегодня, либо в перспективе. Отличительная особенность условий функционирования монопрофильных городов Арктической зоны РФ - повышенная уязвимость природного пространства. В ходе диверсификации экономики монопрофильных городов Арктической зоны РФ необходимо обеспечить снижение вредного воздействия на природную среду, поскольку для большинства из них характерна высокая экологическая нагрузка на территорию, что отрицательно влияет на состояние здоровья населения и, как следствие, качество человеческого капитала. Сложная экологическая ситуация особенно характерна для добывающих промышленных центров. Так, Норильск - один из самых загрязненных городов мира, в рейтинге самых экологически грязных городов мира он занимает 7 место3. По итогам 2010 года Норильск признан Росстатом самым загрязненным городом России. Мончегорск, Заполярный (ГРОП - дочерние компании ГМК «Норильский никель») более полутора десятилетий стоят во главе списка «горячих экологических точек» Баренц-региона4. 2Численность населения Арктической зоны РФ оценивается порядка 2,3 млн. человек. 3 Рейтинг составлен американским экологическим фондом «Blacksmith Institute». Норильск: экологический кошмар России Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.newsland.ru/news/detail /id/453729. 4Баренц-регион (Баренцев Евро-Арктический Регион) — территории, около Баренцева моря, выделенные 11 января 1993 года с целью развития международного сотрудничества. Включает в себя губернии Норвегии: Нурланн, Тромс, Финнмарк, лены Швеции Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландия, 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz