Север и рынок. 2014, N 3.

управлении водными биоресурсами в значительной степени смягчается общественными организациями и органами управления местными коммунами (главный принцип - договор между всеми участниками процесса, то есть - реальный баланс между централизмом и регионализмом), то в РФ такой практики не существует (централизм не обсуждаем). Существуют и другие проблемы реализации комплексного плана природопользования в российском секторе юрисдикции. Во-первых, аксиома акваториального планирования - это наличие конфликтов, как внутрисекторальных, так и межсекторальных. Без выявления этих конфликтов план зонирования (часть плана акваториального планирования) не нужен. В российском секторе Баренцева моря после приостановки реализации Штокмановского проекта главный потенциальный межотраслевой конфликт перешел в отложенную стадию потенциально возможного. С уходом на второй план главных противоречий между использованием водных живых ресурсов и энергетических ресурсов остались внутрисекторальные конфликты, которые являются серьезными основаниями для морского (акваториального) планирования в рыболовстве. Не всегда они связаны с делением морского рыболовного пространства на зоны предпочтительного или исключительного использования. Нередко функциональное разделение рыбохозяйственного комплекса не связано с территориальными предпочтениями. Зачастую они экономически и технологически обусловлены. Но эксплуатация водных биоресурсов сопряжена с экологическими проблемами. Во-вторых, согласование между двумя близкородственными видами деятельности - эксплуатацией и сохранением ВБР, задает свои проблемы территориального планирования, являясь одной из существенных его сторон. Кратко перечислим эти проблемы: - сбор и картирование необходимой информации об океанографических, экологических и биологических факторах и процессах; - картирование социальных ландшафтов, то есть связей между морской рыболовной деятельностью и береговыми базами рыболовства; - сбор информации об объектах и субъектах промысла; - оценка перспектив (трендов) рыбопромысловой деятельности; - определение пространственных и временных требований на новые виды рыбохозяйственной деятельности; - определение возможных будущих альтернатив для планируемой деятельности; - выбор предпочтительных пространственных сценариев для будущего использования ВБР; - определение доли охраняемых и эксплуатируемых пространств; - инвентаризация возможных технологических и экологических мер эксплуатации ВБР и их консервации; - разработка объединенной схемы пространственного зонирования использования ВБР в зависимости от рода, вида, размерно-возрастных стадий и других факторов биоразнообразия; - согласование российских и международных правил использования ВБР, определение границ экосистемного описания и промысловой значимости ВБР; - выявление противоречий между экосистемно-ориентированным управлением (международные аспекты) и суверенным законодательством в области управления ВБР. Нужно учесть, что все перечисленное касается общих методических приемов морского (акваториального) планирования, с биоэкологичекой специализацией. В реальности следует предусмотреть полифункциональную управленческую сущность (совмещение морского планирования с другими видами морской деятельности). Эта задача становится неизмеримо сложнее, если не применять необходимую редукцию в сторону наиболее важных (ключевых) видов планируемой деятельности, причем совмещение эксплуатационной с консервативной видами деятельности делает эту задачу почти неподъемной из-за логических противоречий. Поэтому следует придерживаться простого правила: не дожидаться полного научного объяснения проблемы, а действовать методом последовательного приближения. В докладе эта схема конкретизирована. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz