Север и рынок. 2014, N 3.

остальные виды морехозяйственной деятельности в этой стране имеют второстепенную роль по отношению к рыболовству и должны быть согласованы с ним. Поэтому сохранение живых биологических ресурсов в любых случаях имеет главный приоритет. Учитывая, что технологически Норвегия достигла больших преимуществ в освоении шельфовых нефтегазовых ресурсов (освоение подводных технологий), их возможное отрицательное воздействие на рыболовство неуклонно снижается, а проблема пространственного планирования все в большей степени в Норвегии приобретает экологическую доминанту в своем развитии, что вполне естественно. Наконец, в-четвертых, собственно прибрежная зона, где практически сосредоточены аквакультурные фермы и ведется прибрежный рыболовный промысел, исключены из этого плана. Конечно, и в Норвегии, и в России главное пространственное и экологическое противоречие заключено в конкуренции двух видов морехозяйственной деятельности - рыболовства и шельфовой нефтегазоразведки с перспективами последующей добычи. Морской транспорт здесь играет важную коммуникационную роль, так как от его работы зависит успешная деятельность двух названных отраслей. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области в новом, актуализированном виде, разрабатывалась специалистами вышеупомянутого ФГБНИУ СОПС. В ней сказано, что «В силу особого значения приморских территорий и прибрежных акваторий для развития Мурманской области, специфики социально-экономических взаимодействий, связанной с приморским и приграничным положением, а также усиливающихся конфликтов между отдельными видами морской деятельности и отраслями регионального морехозяйственного комплекса, возможно выделение отдельного морехозяйственного макрорайона, состоящего из побережья Мурманской области. Его по праву можно назвать полифункциональным и крайне перспективным с точки зрения развития практически всех видов морской деятельности, а также разработки нефтегазовых месторождений континентального шельфа. Координация действий, направленных на устойчивый рост различных видов морепользования и создание соответствующей обеспечивающей береговой инфраструктуры позволит преодолеть фрагментарность стратегического планирования социально-экономического развития приморских территорий, и послужит мощным толчком к повышению конкурентоспособности региона в целом». В проекте Плана реализации этой Стратегии первоначально значился пункт 20: «Разработка программы комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий Мурманской области, а также программы комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий Кольского и Кандалакшского заливов», предусматривавший подготовку этого документа Министерством экономического развития Мурманской области, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, Комитетом рыбохозяйственного комплекса Мурманской области и утверждение его Нормативным актом (распоряжением) Правительства Мурманской области. Однако, скорее всего, в утвержденном Плане реализации утвержденной 25.12.2013 г. Стратегии такого пункта не будет. Этот вывод мы сделали на том основании, что в действующем сегодня российском законодательстве пока сохраняется проблема так называемого административно-географического дуализма, то есть абсолютное верховенство федеральных органов власти в управлении любой деятельностью в морских пространствах, даже если это территориальное море, т.е. территория РФ. Но без участия приморских субъектов РФ рациональное морское (акваториальное) планирование практически невозможно. Эта проблема все чаще ставится специалистами-географами, управленцами и юристами. Без долевого участия территорий в управлении прилегающими, к своим сухопутным территориям, участками прибрежья не только не удастся рационально решать аква-территориальные конфликты между Центром и приморскими субъектами РФ, но и правильно расставить финансовые приоритеты ограниченных местных бюджетов при социально­ экономическом развитии прилегающих, к конкретным субъектам РФ, прибрежных зон. Это главная нерешенная проблема российского законодательства в сфере морского (акваториального) планирования. Если в Норвегии, где определяющая роль государства в 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz