Север и рынок. 2014, N 3.

МОРСКОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В АРКТИЧЕСКИХ И СУБАРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РФ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Денисов В.В., д.г.н., проф., гл.н.с. Ж ичкин А.П., к.г.н., с.н.с. Мурманский морской биологический институт Кольского НЦ РАН, г. Мурманск Васильев А.М., д.э.н., проф., зав. отделом Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского НЦ РАН, г. Мурманск Проблема морского (акваториального) планирования в последнее время приобретает стратегическое значение. Цели МПП могут быть разнообразными: от сохранения и охраны любых ценных в экономико-экологическом аспекте морских ресурсов до содействия устойчивости экономически полезного использования морского пространства. Выбор наиболее актуальной, с точки зрения текущих приоритетов и более отдаленных перспектив развития, конкретной приморской территории зависит от множества обстоятельств. При стратегическом планировании социально-экономического развития территорий, примыкающие к ним прибрежные акватории также должны учитываться. На это указывает принятая в 2010 году общегосударственная Стратегия морской деятельности. Более того, эти прибрежно-морские сегменты территорий должны рассматриваться как функционально единое целое с этими сухопутными территориями. Только в этом случае произойдет «гладкое» территориально-акваториальное объединение двух, пока разнородных, сегментов территориального планирования. Преимущества распространения методов такого объединительного планирования и управления помогут, в итоге, рационально использовать не только сухопутные территории, но и морские акватории в интересах оптимального зонирования этих пространств и их экологически обусловленного использования. По этим вопросам сегодня существует довольно большая литература. Разные страны стремятся решить проблему этого сложного объединения, исходя из своих законодательных, институциональных, природоохранных и даже исторически обоснованных предпочтений [1-7]. В Российской Федерации вопросы морского планирования только в этом году получили законные права. В январе 2014 года начата работа по подготовке федерального закона РФ «О морском (акваториальном) планировании в Российской Федерации». Для осуществления этой важной государственной задачи департаменту стратегического развития Минрегиона РФ в марте 2014 года поручено подготовить концепцию проекта этого федерального закона, а в апреле 2014 года вынести концепцию проекта федерального закона на заседание Межведомственной рабочей группы. Инициаторами этого закона, в числе, являются и специалисты Центра «Мировой океан» ФГБНИУ СОПС и ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов». Для Мурманской области эта проблема чрезвычайно актуальна в концептуальном плане, но практически пока уступает высоко развитым странам бассейнов Северного и Балтийского морей. В этих регионах комплексное воздействие на акватории и прибрежные зоны объективно требует территориально-акваториального упорядочивания морехозяйственных потребностей. В северных акваториях Норвегия разработала план интегрированного управления своей морской деятельности, который должен базироваться на основе морского пространственного планирования. Но, во-первых, секторальное планирование не отменяется этим планом. Во-вторых, российско-норвежский договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море внес свои стратегические коррективы. В-третьих, учитывая важную роль рыболовства в Норвегии, все 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz