Север и рынок. 2014, N 3.
При достижении баланса интересов между агентами определяется стратегический выбор территориальной системы - совокупность приоритетных видов деятельности (функций), обладающий не только эффектом притяжения (имеющийся потенциал, имидж территории, уровни развития видов экономической деятельности, социальный аспект), но и эффектом мультипликации (появление и развитие новых элементов пространственной структуры экономики или сопутствующих видов деятельности). Реализация стратегического выбора в рамках управления территориальной социально экономической системой предполагает осуществление набора мероприятий, взаимоувязанных как между собой по срокам, ресурсам и исполнителям, так и с достижением стратегической целевой функции и тактическими задачами. Упомянутая взаимоувязка обеспечивается программами, включающими в себя проекты и мероприятия, реализуемые основными агентами территории, определяя потребность применения методов, инструментов и технологий, легко адаптируемых к перманентно меняющимся условиям внутренней и внешней среды. Адекватным инструментом реализации программ социально-экономического развития территорий на основе межтерриториального взаимодействия является программно-проектный подход, как комплексное иерархическое сочетание преимуществ программно-целевого, проектного и процессного подходов. Это позволяет декомпозировать стратегические целевые задачи региона на проекты и мероприятия тактического уровня и процессы реализации задач оперативного уровня. Для организационного обеспечения процессов оперативного управления и осуществления эффективного межтерриториального взаимодействия между основными участниками программы целесообразно использовать организационно-ролевой механизм, позволяющий определить их проектные роли, разграничить зоны ответственности, консолидировать требуемые ресурсы. Таким образом, в рамках межтерриториального взаимодействия совместное развитие территорий рассматривается как коэволюция, которая является общей моделью взаимодействия не только внутри самой территориальной системы, но и в системе «страна - макрорегион - регион - субрегиональные образования - муниципальные образования», то есть, моделью межтерриториальных горизонтальных и вертикальных взаимодействий. Коэволюционный подход к стратегическому развитию на базе межтерриториального взаимодействия является наиболее продуктивным в условиях высокой степени неоднородности и фрагментации экономического пространства регионов, обусловленных как объективными причинами (неравномерность размещения ресурсов), так и субъективными причинными (неэффективное использование потенциала территории). Он предполагает, во-первых, переход от конкуренции за ресурсы к интеграции ресурсов для обеспечения конкурентных преимуществ, во- вторых, переход от политики выравнивания территорий к процессам саморазвития и самоорганизации экономического пространства для обеспечения их комплексного развития. Литература 1. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации (на примере г. Тольятти Самарской области) / Под ред. В.Е. Рохчина, С.Ф. Жилкина. СПб.: ИСЭП РАН, 1999. - 115 с. 2. Кириллова С.А., Кантор О.Г. Региональное развитие и качество экономического пространства // Регион: экономика и социология. 2010. №3. С. 57-80. 3. Стратегическое планирование и аудит социально-экономического развития региона: Монография / Д. А. Гайнанов, С. А. Кириллова, О. Г. Кантор и др.; Аппарат Правительства Республики Башкортостан, Гос. комитет Республики Башкортостан по размещению гос. заказов, ИСЭИ УНЦ РАН; Редкол.: И. А. Тажитдинов (рук.) и др. - Москва: Экономика, 2012. - 310 с. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz